Мы, наверное, и не осознаем, в какое историческое время живем. Россия за недолгое время должна стать страной рыночной, капиталистической. В некоторых сферах капитализм уже вполне ощутим: налоги, например, мы платим по очень даже рыночному налоговому кодексу. Постепенно развивается конкуренция в сферах экономики. Худо-бедно продвигаются банковская и судебная реформы.
Но есть одна отрасль, реформа которой началась так давно, что трудно вспомнить, когда именно. Но при этом она (не реформа, отрасль) остается совершенно нерыночной, для контроля –непрозрачной, а в понимании россиян вся ее реформа – это полная оплата раздутых нормативов и заоблачных тарифов. Речь, разумеется, идет о реформе отрасли ЖКХ.
То, что с ней, с этой реформой «что-то не так» нам всем было понятно уже давно: уж чересчур быстро росли тарифы. При этом качество услуг ЖКХ не только не улучшалось, а совсем даже наоборот. Муниципалитеты, чтобы не раздражать население перед какими-нибудь выборами, удерживали тарифы, потом вынуждены были их поднимать: это тоже добавляло недовольных реформой. К тому же в самих муниципалитетах росли долги перед энергетиками, а те ни с кем не церемонятся.
Недавние события в Воронеже убедили в том, что реформа ЖКХ продвигается неимоверно сложно, и властьпредержащих. В нашей области на недавних выборах высокие тарифы на услуги ЖКХ в Екатеринбурге вызвали настоящее «тарифное противостояние» с протестами прокуроров, с демонстрациями коммунальщиков.
Итак, как же собираются реформировать, извините за тавтологию, реформу ЖКХ российское правительство? Своими мыслями по этому поводу с журналистами, среди которых был и корреспондент «Областной газеты», делился заместитель председателя Правительства России Алексей КУДРИН.
Бюджетные деньги – народу!
Итак, по Кудрину, главный тормоз реформы ЖКХ – это многочисленные бюджетные дотации в эту сферу и множество льгот гражданам. По словам Кудрина, даже при нынешних тарифах на услуги ЖКХ, эта отрасль зачастую работает с убытками из-за своей дотационности и множества льгот. Пока коммунальное предприятие на 60 -70 процентов живет на бюджетные дотации, оно не пойдет за деньгами гражданина, и, значит, оно не улучшит предоставляемые услуги. А если их доходы будут зависеть от людей, то коммунальщикам придется бороться за потребителя в тех сферах, где конкуренция возможна: в обслуживании жилого фонда, в вывозе мусора. Для этого, предлагает первый вице-премьер, бюджетные деньги, которые вливаются в систему ЖКХ в виде дотаций, надо отдать непосредственно людям в виде субсидий.
Первая отмена льгот уже началась. Она коснулась государственных служащих и военнослужащих. Им государство сняло «прямую» льготу на оплату жилья, а взамен – с 1 июля в два раза поднимет денежное довольствие, чтобы они могли платить квартплату. Пойти на этот шаг правительство России вынудило то, что в бюджете катастрофически не хватало средств, чтобы перечислять деньги на погашение регионам этой льготы. По словам Кудрина, это первый шаг навстречу регионов, и в субъекты федераций дополнительно придет восемь-десять миллиардов рублей по ценам этого года.
Вообще, прямую компенсацию будут получать только очень узкие группы – например, ветераны великой отечественной войны. Со всеми прочими категориями льготников будут поступать так же, как и с военными: то есть будут поднимать им зарплаты и пенсии, а льготы с них – снимать. Но вот только покроют ли все эти выплаты постоянно растущие тарифы?
Долги – платить и не воспроизводить!
С многочисленными льготами, вернее, с деньгами на них, связана и другая проблема нынешней реформы ЖКХ: огромные долги предприятий ЖКХ перед поставщиками тепла и света. Огромные суммы копятся в течение долгого времени, никак не погашаются, нередки случаи, когда долги за тепло составляют 20-25 процентов годового бюджета муниципалитета (как у Екатеринбурга, например). А за долги «птенцы гнезда Чубайса» не дают тепла в город или отключают горячую воду( как, например, наш многострадальный Градмаш). Алексей Кудрин считает, что главное – не объем долгов, а устранение причины их воспроизводства.
Ведь долги растут по двум причинам: либо местный уровень власти опускает планку платежей населения ниже установленной федеральной, либо на местах приняты «местечковые» льготы, под которые нет финансирования. Такая «дырка» по коммунальному хозяйству увеличивается за год по стране примерно на 20-25 миллиардов рублей.
Сейчас в правительстве России работают над законопроектом о монетизации льгот населению. Проще говоря, часть льгот по оплате коммунальных услуг отменят, а для оставшихся четко распишут: за этих граждан платит местный бюджет, за тех – региональный, за третьих – федеральный. В правительстве считают, что таким образом можно добиться того, чтобы долги предприятий ЖКХ не воспроизводились.
Если это устранить, то договориться о реструктуризации старых долгов будет уже гораздо проще. Тогда, глядишь, постоянные конфликты местных естественных монополистов( типа Свердловэнерго) и местных же властей перестанут быть такими ожесточенными: ведь пока система законодательных льгот выстроена так, что долги за услуги ЖКХ плодятся, как кролики.
Регионы –банкротить!
Для тех же регионов и муниципалитетов, которым уже не помогут никакие законы, которые давно работают с убытками и «сидят» на бюджетной игле, требуя все новых вливаний и тех, где вроде и бюджет большой, да вот распоряжаться им не умеют, в российском законодательстве будет предусмотрена процедура банкротства. Разговоры о такой возможности ходят уже достаточно давно, но сейчас намерения правительства более чем серьезны.
На взгляд Кудрина, процедура банкротства регионов – это достаточно логичная форма завершения процесса разграничения полномочий между уровнями власти. Ведь если глава региона или муниципалитета отвечает за принятые им решения, то должно быть понятно, чем и как. Если же какой-нибудь местный «самоуправленец- сопротивленец» не ответственен, то «кара» должна постигнуть именно его, а не жителей территории, которой не повезло с главой. Такому главе «помогут» справиться с делами, введя прямое финансовое правление, то есть деньгами и финансовыми потоками будет теперь распоряжаться кто-то другой. Вот правда, кто, непонятно, ведь идти на восстановление вертикали власти российские власти не хотят категорически.
Ничего нового российским властям придумывать не понадобится, подобная процедура на Западе уже существует. По мнению Кудрина, процедура банкротства регионов будет похожа на такую же, уже отлаженную – предприятий. Но вот инструменты банкротства будут применяться несколько иные – ведь бюджетные структуры, в отличие от коммерческих работают с понятием не «прибыль», а «баланс».
Безусловно, некоторые регионы уже давно пора признать несостоятельными и передать их управление в другие руки. Но вот только что же сделала та же Москва для того, чтобы заинтересовать регионы не «проедать» бюджетные субвенции, а зарабатывать деньги? Почему бы не оставлять регионам, если они заработают, часть денег сверх того, что они уже проплатили все налоги.
Итак, наконец-то «верхам» стало понятно то, что нам, «низам» было ясно уже давно: в реформировании нуждается уже столько ЖКХ, сколько его реформа. И по логике, по здравому смыслу, по всем демократичным законам «верхи» должны бы прислушаться к тому, чего хотят «низы». Но слишком много между нами барьеров, да и не может государственная машина служить одному человеку. Поэтому, на мой взгляд, стоит организовать всенародное обсуждение реформы ЖКХ. Ведь они там, «наверху» должны –таки убедить нас с вами, что думают не только о своих карманах, но и о наших с вами тоже. 
Юлия ЛИТВИНЕНКО

|