ЧТО ПРОИСХОДИТ В ЭКОНОМИКЕ?
Автор: Михайлов Сергей
Регион: Саратов
Тема:  Экономика
Дата: 09.07.2003

В Москве проходил семинар Клуба региональной журналистики "Из первых уст". В работе семинара принимал участие главный редактор газеты "Саратовский репортер" Сергей Михайлов. С докладом о положении в экономике России выступил на семинаре заместитель министра экономического развития и торговли Аркадий Дворкович. Фрагмент из его доклада мы предлагаем сегодня вашему вниманию.

ПРЕДПОСЫЛОК ДЛЯ ВАЛЮТНОГО КРИЗИСА НЕТ

Самое главное - несмотря на довольно мрачные прогнозы, что в любой момент экономика может перейти от роста к спадам, что рост недолговечен, пока этот рост продолжается. Цифры первого квартала: рост ВВП составил 6,4%, промышленность растет тоже на чуть более 6%. Если брать такие отрасли, как строительство, если брать рост инвестиций, если брать транспорт, то рост в этих отраслях еще больше. В некоторых отраслях он превышает 10%. При этом рост происходит как за счет внутреннего спроса: реальный и располагаемый доход населении увеличились за первый месяц этого года примерно на 10%. Так и за счет внешнего спроса: сырьевой экспорт растет ускоренными темпами. Если смотреть на финансовую сферу, на сферу, которая наиболее подвержена кризисным явлениям, то никаких предпосылок для валютного кризиса сейчас нет. Центральный банк накопил резервы в размере более 60 миллиардов долларов. При этом скорее мы опасаемся чрезмерного удорожания рубля, то есть, чрезмерного падения доллара и других валют по отношению к рублю, чем обратной ситуации. Хотя, и здесь пока слишком серьезных причин для страхов нет. Конечно, если считать в долларах, то рубль укрепился довольно сильно. Примерно на 8% за первый месяц этого года. Но, если считать по корзине валют, то есть по всем нашим валютным партнерам, по экспорту, по импорту, то рубль укрепился менее, чем на три процента. Эта цифра не вызывает серьезных опасений, поскольку рост экономики сейчас еще больший, производительность труда растет примерно такими же темпами. Значит, мы успеваем за этим укреплением рубля. Экономика успевает приспособиться к тому, что российские товары становятся чуть дороже по отношению к конкурирующим товарам. Конечно, это по-разному влияет на экспорт и импорт. Если экспорт больше привязан к доллару, а, значит, конкурентоспособность нашего экспорта падает быстрее, то импорт прежде всего привязан к другим валютам, прежде всего к евро. Здесь ситуация остается стабильной, поскольку по отношению к евро рубль практически не изменил свою стоимость. Значит, наши товары по-прежнему достаточно хорошо могут конкурировать с импортными товарами. Я не говорю, что это по всем товарам. Есть товары, по которым импорт выходит на первый план, но в целом, по большинству товаров это действительно так. Что касается экспорта, есть ли для него действительная серьезная опасность со стороны валютной политики? Скорее всего, нет, потому, что в экспорте превалирует сырьевые компоненты, и он мало чувствителен к изменению валютной политики. Спрос на наши сырьевые товары достаточно стабилен. По крайней мере, на товары топливной группы С металлами чуть сложнее. В металлургической отрасли ситуация развивается неоднозначно. Если говорить о цветной металлургии, то она растет в этом году очень высокими темпами, а черная металлургия замедлила свой рост, прежде всего из-за того, что внешний спрос пока замедлил свой рост. Происходит это опять таки не из-за валютной политики, а из-за медленного роста мировой экономики в целом.

НЕОБХОДИМО ФИНАНСИРОВАТЬ СПРОС СО СТОРОНЫ НАСЕЛЕНИЯ

Есть первые сигналы изменения структуры экономики, первые сигналы, что и нее с горы начинают планировать не только на год вперед, но и на несколько лет вперед. Это касается, прежде всего, пищевой промышленности, отдельных отраслей машиностроения, а именно, появления сборочных автомобильный производств. Это касается начала некоторых инвестиционных проектов в лесопромышленном комплексе. Прежде всего, средствами иностранных инвесторов, существуют такие проекты уже в Костромской области, в Карелии и завершено строительство комбината в Рязанской области. Планируется строительство еще двух комбинатов. Один в Вологодской области. Другой - в Костромской. Но, в целом, структура экономики практически не меняется. Более того, если смотреть на цифры налоговых поступлений, на структуру промышленного производства, то в отдельные периоды, в том числе, в последний год, доля сырьевого сектора, доля топливной промышленности в том числе, увеличивается.

Еще один момент касается социального аспекта развития экономики. В последние годы происходил опережающий рост зарплаты, доходов населения по сравнению с ростом валового внутреннего продукта, ростом производства товаров и услуг. С одной стороны, это был восстановительный рост после кризиса. Сегодня мы практически по всем показателям достигли до кризисного уровня. Можно говорить, что уровень жизни граждан действительно улучшился по сравнению с тем, что было непосредственна после кризиса. Тем не менее, качественного улучшения по сравнению с тем, что было до кризиса, пока не произошло. Уровень бедности, и об этом много сейчас говорится, сегодня составляет еще более четверти населения. Ситуация пока улучшается очень медленными темпами. Примерно на 1 -1,5 процентных пункта в год снижается этот показатель. Для того, чтобы изменить ситуацию, необходимо не просто общее хорошее экономическое развитие, а изменение экономической политики в этой сфере. Самое главное состоит в том, чтобы в максимальной степени и в проведении экономической политики в социальной сфере, ориентироваться не на производство социальных услуг, не на то, чтобы финансировать лишнюю койку в больнице или лишнее место за партой в школе, или финансировать ремонт еще одной трубы в городе. Нужно максимально финансировать спрос со стороны населения. То есть, надо максимально давать деньги людям, которые сами могут выбрать, кто им будет оказывать ту или иную социальную услугу: в какую больницу идти, в какую школу идти и у какого производителя покупать жилищно-коммунальные услуги. Конечно, это невозможно сделать без перестройки самих этих отраслей образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства. Без развития конкуренции в этих секторах с тем, чтобы выбор действительно был.

ЧТО ДЕЛАТЬ С НАЛОГАМИ?

Теперь, что касается непосредственной экономической политики, прежде всего, в финансовой сфере. Я скажу, прежде всего, о бюджете, о налоговой политике, о развитии финансового сектора. Сегодня ситуация достаточно непростая и в какой-то степени переломная. Бюджет все последние годы исполнялся достаточно стабильно. Это происходило под воздействием двух фактором. В первую очередь, из-за того, что федеральное правительство встало на путь бюджетной политики, основанной на профицитной, а не на дефицитной политике. Это обеспечило, по крайней мере, стабильность в финансировании бюджетных расходов. Если бы была избрана политика дефицита, то постоянно нарастали бы платежи по обслуживанию долга, и это постоянно бы давило на другие расходы бюджета. Это бы не позволяло увеличивать социальные платежи, не позволяло бы увеличивать финансирование армии, на которую тоже был сделан упор в последние годы, и финансирование других программ. Политика профицита позволила одновременно добиться двух целей. Решить две задачи. Первое, стабильное финансирование расходов. Второе, снижение налогов. Основное снижение произошло не в последнем году, а в предыдущие годы. Сегодня в налоговой политике мы стоим перед серьезной дилеммой. Один вариант - это уже сегодня пойти на серьезное снижение налоговой нагрузки, на упрощение налоговой системы с риском в первый год или два потерять доходы, но, зато, при этом дать возможность бизнесу подняться и, таким образом, расширить налогового базу в последующие годы. Все понимают, что сегодня единый социальный налог сильно не доплачивается, поскольку при нынешних ставках этого налога желания платить его, в полной мере, нет практически не у кого. Все понимают, что ситуация с налогом на добавленную стоимость примерно такая же. Подавляющее большинство предприятий использует самые различные схемы для минимизации платежей этого налога, хотя он остается самым значительным источником бюджетных поступлений, прежде всего в федеральном бюджете, но и в консолидируемой бюджетной системе. Все понимают, что, в принципе, при снижении налогов, можно с одной стороны увеличить сами налоговые платежи, с другой стороны снизить уровень номинальной налоговой нагрузки на практически все предприятия. Но, решиться на этот шаг очень сложно. Именно потому, что риск налоговых потерь в первое время очень велик. Второй фактор, который действует в этой сфере, эго межбюджетные отношения.

О БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Отношения между федеральным и региональным уровнем. Все последние годы федеральный бюджет оттягивал на себя все большую часть налоговых ресурсов, налогового потенциала. Это было нужно, чтобы расплачиваться по внешним долгам, чтобы переориентировать часть расходов с узко региональных нужд на федеральные нужды. На выполнение законов о детских пособиях, частичное выполнение по ветеранам, прежде всего, по ветеранам войны. Выполнение некоторых других обязательств, принятых на себя федеральным правительством. Сейчас мы уже подошли к точке, где дальнейшее перераспределение доходов на федеральный бюджет от региональных бюджетов практически невозможно. Сегодня мы должны принять осознанное решение, по какому пути налоговой политики двигаться. А. значит, по какому пути двигаться в бюджетной политике. Понимаю, что значительная часть профицита была достигнута не за счет базовых налогов, а за счет очень специфических налогов, связанных, прежде всего, с нефтью. Эти доходы можно было получить только при высоких ценах на нефть, а такие цены на нефть будут существовать не всегда. Мы, после серьезных обсуждений, приняли решение, что со следующего года нужно формировать стабилизационный фонд и бюджетную политику строить исходя из консервативного прогноза цен на нефть. По крайней мере, не выше 20 долларов за баррель нефти марки "юролс". Сначала планировалось 18.5, сейчас правительство больше склоняется к цифре 20 долларов за баррель. В любом случае есть серьезные намерения формировать стабилизационный фонд, который поможет решить две задачи. Первая, не давать чрезмерных обещаний, основанных на благоприятной для нас конъюнктуре на мировых сырьевых рынках. Вторая задача, это получение в будущем расходов на решение различных кризисных проблем.  

Сергей МИХАЙЛОВ, Саратов. областная еженедельная газета "Саратовский репортер", № 32, 24 июня - 1 июля 2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики