ГОСТЫ ОТМЕНЯТ, НО КОНТРОЛЬ ЗА КАЧЕСТВОМ И БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТОВАРОВ И УСЛУГ БУДЕТ ЖЕСТКИМ
Автор: Красновский Игорь
Регион: Смоленск
Тема:  Бизнес
Дата: 09.07.2003

С первого июля в России начал действовать разработанный в недрах Минэкономразвития Федеральный закон "Об основах технического регулирования". Казалось бы, название говорит о том, что этот документ весьма далек от интересов простого российского обывателя. Но не спешите с выводами. Новый закон напрямую касается всех нас. Об этом рассказала "Смоленской газете" заместитель руководителя Департамента регулирования предпринимательской деятельности Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации Марина Константиновна Глазатова.

По ее мнению, этот закон повлечет за собой настоящую революцию в сфере технического регулирования. Основная его цель - приведение системы технического регулирования в соответствие с задачами государства в рыночных условиях хозяйствования. А приводить в порядок есть что. Сегодня в России действуют 22,5 тысячи ГОСТов, более 30 тысяч ОСТов, 957 СНиПов и 998 САНПиНов. Понятное дело, что такое обилие государственных, отраслевых и ведомственных требований к товарам и услугам не способствует развитию рыночной экономики.

Сегодня ситуация в корне изменилась. Вопросы потребительских свойств, качественных характеристик товаров становятся предметов контракта между производителем и заказчиком (покупателем). Вступают в действие рыночные механизмы спроса и конкуренции. В этих условиях государство должно сосредоточиться на той функции, которую не может обеспечить.

Никто, кроме него самого, - на обеспечении безопасности продукции и процессов ее производства:

- Из одномерного мира плановой экономики мы перешли в многомерный мир потребительских задач. Государство уже не в состоянии задавать все требования по потребительским свойствам товара. Задача государства - обеспечить безопасность продукции и процессов ее производства и выполнить тем самым свою социальную функцию. Рынок тратить деньги на безопасность не будет, его задача - извлечение прибыли. Таким образом, реформа технического регулирования заключается в том, что из обязательной и безусловной для выполнения сферы выводятся все требования, связанные с потребительскими свойствами продукции. Качество - это дело добровольное, безопасность - это дело государственное. Вот основа идеологи реформы технического регулирования, - говорит Марина Глазатова.

В соответствии с этой логикой в законе, разработанном специалистами Минэкономразвития, нормативная база делится на две части: технические регламенты, содержащие безусловно обязательные требования по безопасности продукции и процессов. Разумеется, в эти регламенты могут включаться и требования, обеспечивающие безопасность косвенно: по маркировке, упаковке, идентификации продукции. Вторая часть - это стандарты (национальные и корпоративные), которые могут применяться добровольно в целях повышения качества продукции и услуг.

Немаловажен и такой аспект реформы технического регулирования: сейчас государство занимается контролем до того, как продукция поступала на рынок и стала товаром. То есть действует дорыночный, разрешительный, бумажный контроль. Но никто не гарантирует, что товар, имеющий сертификат качества, пока он дойдет до потребителя, не потеряет все свои потребительские свойства. Реформа технического регулирования предполагает, что акцент государственной заботы о безопасности продукции должен быть смещен в сферу контроля за безопасностью на рынке в момент оборота товара, в момент его передачи продавцом потребителю. Именно здесь государство намерено с концентрировать свои усилия.

Предполагается, как выразилась Марина Глазатова, и большая инвентаризация всех ГОСТов, СНиПов, ОСТов и т.д. с обязательным вычленением требований по безопасности. Сейчас пока отсутствует прозрачность в процедурах установления технических требований. Техническое регулирование осуществляется на уровне ведомственных актов. В этой ситуации требования часто противоречат друг другу. Известный пример - решетки на окнах, которые милиция требует от руководителей организаций и фирм поставить, а пожарные - снять. Отсутствие единой политики технического регулирования создает и поддерживает нестабильную ситуацию на рынке, тормозит его развитие. Вот еще один пример: ГОСТ8227-56 требует при укладывании, хранении и транспортировке хлеба использовать только деревянные лотки, этажерки, корзины, а также ткань для хранения хлеба. Но нынче большинство производителей используют полимерные лотки, а как упаковку - полиэтилен и термоусадочную пленку. Формально эти производители нарушают ГОСТ. Ведомственный уровень требований ГОСТа не позволяет им эффективно использовать новые технологии.

Марина Глазатова особо подчеркнула, что отныне технические регламенты могут приниматься только федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации. Планируется и внедрение иных форм контроля.

Нынче российский рынок заполнен опасным и некачественным (фальсифицированным и контрафактным) товаром, несмотря на то, что действующие процедуры подтверждения и оценки соответствия продукции обязательным требованиям применяются в обязательном порядке во всех случаях и, в основном, в форме обязательной сертификации. Исключением является, пожалуй, только сфера строительства. Но сертификация требует от предпринимателя немало усилий, времени и средств. Так, по оценкам независимых экспертов, скорость обновления моделей мобильных телефонов нынче в мире составляет шесть месяцев, а срок их сертификации у нас - до пяти месяцев.

В данной ситуации, по мнению разработчиков закона, значительно шире должна использоваться такая распространенная в мировой практике форма подтверждения соответствия как декларирование изготовителем (исполнителем, продавцом) выполнения обязательных требований.

Совершенно очевидно, что сертификация при которой изготовитель обращается к третьим лицам - органу по сертификации и испытательной лаборатории, значительно более затратная процедура, чем декларирование. Ее использование должно стать после вступления в силу нового закона скорее исключением чем правилом. Сертификацию в дальнейшем планируется применять только в случае установления на основе научно-обоснованных доказательств, что данная продукция является высокорисковой с точки зрения причинения вреда.

Сейчас Минэкономразвития проводит большую работу по анализу структуры и полномочий органов государственного контроля и надзора. Первоочередная задача - устранить их избыточность, дублирование функций, привести систему органов контроля и надзора в соответствие с задачами, которые ставит государство перед собой. После вступления в силу закона "Об основах технического регулирования" органы государственного контроля и надзора будут заниматься только выполнением требований по безопасности. К тому же, планируется устранить дублирование функций контролирующих органов не только на федеральном, но и на региональном, и на функциональном уровнях. Предполагается и развитие конкуренции, оказания платных услуг в сфере анализа и сертификации.

Еще одно радикальное новшество: действующий закон о защите прав потребителей устанавливает право отзыва товара с рынка, но не предусматривает механизма его реализации. Теперь есть такой механизм. Причем, он основан чисто на экономических параметрах, которые будут бить по недобросовестному производителю или продавцу не административными мерами, а рублем.

Как и любая серьезная реформа, реформа технического регулирования не будет одномоментной. Для ее осуществления предусматривается четкий период времени - семь лет.  

Игорь Красновский, Смоленск. "Смоленская газета", 3 июля 2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики