ГОССЛУЖБА. КАК ОНИ СЕБЯ ЛЮБЯТ
Автор: Сорокин Александр
Регион: Кемерово
Тема:  Реформа государственной службы
Дата: 14.07.2003

Отчего Россия не Америка?

В странах процветающего капитализма граждане, которые сподобились состоять на государственной службе, положение свое очень ценят. Конечно, внутреннее устройство, скажем, Германии сильно отличается от того, что можно наблюдать в США или на Британских островах. И системы госслужбы там выстроены по-разному. Вместе с тем есть некий общий принцип, который я бы сформулировал так: госслужба — занятие не очень денежное, однако очень надежное.

Не денежное оно потому, что в цивилизованных странах представительная власть строго следит за заработками своих чиновников и, обеспечивая им достойную оплату, лишнего из казны брать не позволяет. Не разрешает она чиновникам и выдумывать себе дополнительные источники дохода — вроде платных «услуг» и прочих несанкционированных законом поборов, поскольку подобные затеи почти неминуемо вырождаются в элементарную корупцию.

А надежен статус госслужащего потому, что, попав на службу однажды, можно быть вполне уверенным в своей будущности. Энергичные люди с выдающимися профессиональными способностями (кроме, разве что, немногочисленных честолюбцев, которые видят способ самореализации именно в чиновничьей или политической карьере) редко рвутся в госслужащие, поскольку в частных фирмах они могут рассчитывать на многократно более высокие заработки. Но уж тот, кто порох выдумывать не намерен, а готов выполнять четко расписанный круг чиновничьих обязанностей, может не сомневаться: если не допустишь грубых промахов или, скажем, не попадешься на взятках, то так и пребудешь в ранге государственного человека до пенсии, получая стабильную зарплату с положенными приплатами за выслугу лет. За твоей спиной — государство, у которого не бывает банкротств, разорений, свертывания производства, резких сокращений персонала и прочих неприятностей, от которых в условиях рыночной экономики то и дело страдают частные корпорации, в том числе крупнейшие и знаменитейшие.

Кстати, общие эти принципы относятся не только к какому-нибудь важному министерскому столоначальнику, но и, скажем, к егерю национального парка или почтовому служащему. Все они — люди государственные.

Если сравнить нарисованную картину с тем, что наблюдается в пределах нашего Отечества, отличия мы обнаружим разительные.

Во-первых, законы, регулирующие права и обязанности чиновничества, которые у нас нынче худо-бедно составлены по западным образцам, в России к выполнению вроде как не обязательны.

К примеру, на само государственное место чиновник, согласно требованиям закона, должен попадать исключительно по конкурсу, а он попадает по знакомству или по прихоти еще более высокого чиновника. Много ли вы видели объявлений о конкурсах на должности в нашей обладминистрации? Госслужащему запрещено заниматься партийно-политической деятельностью — а он занимается («Край» как раз недавно писал о политических подвигах бывшего замгубернатора Антона Кобякова). Запрещено чиновнику параллельно с государственной службой крутить частную коммерцию — а у него (или у ближайших родственников) три фирмы. Контроль за соблюдением чиновниками установленных правил предусмотрен, но он возложен на таких же точно чиновников. И контролируемые с контролерами без труда договариваются делать вид, что все в порядке. Ну, в самом деле, не ссориться же, скажем, прокурору или председателю контрольно-счетной палаты со, скажем, начальницей департамента образования на том пустячном основании, что подряды на ремонт школ отчего-то без всяких тендеров-конкурсов переданы фирме, которую возглавляет, допустим, муж этой самой начальницы образования.

Во-вторых, поскольку всякий чиновник на своем уровне установленные нормы и законы беззастенчиво нарушает (нижестоящий берет пример с вышестоящего и иногда с ним даже делится, ежели обнаружилась подходящая кормушка), характерная для развитых стран устойчивость пребывания гослужащего на своем месте также оказывается под вопросом. Ведь в любой момент комбинатора можно уличить в его грехах (они, как правило, всем известны) и с треском выгнать. Ну, к примеру, в какой-то момент разонравится губернатору упомянутая начальница департамента и приглянется какая-нибудь другая кандидатура на этот пост. Нет ничего проще: чиновницу тут же можно обвинить в том, что она обогащает свое семейство за счет казны — и под аплодисменты публики отправить в отставку.

Пару месяцев назад мне довелось в Москве на семинаре Клуба региональной журналистики «Из первых уст» слушать доклад известного экономиста Евгения Ясина. Он подобную схему именовал «латиноамериканской». Там ни один государственный деятель не уходит со своего поста бедным, рассматривая высокий пост попросту как кормушку для себя и своего клана. Понимая, что вечно ему кормиться не позволят, он норовит нахапать побольше и побыстрее.

В-третьих — тут мы переходим к самой интересной подробности из жизни российского чиновничества — смычка интересов представительной и исполнительной властей на отечественных просторах почти повсеместно такова, что законодатели вовсе не заинтересованы в сбережении казны, ограничивая доходы, льготы и привилегии госслужащих. Что же, те думские депутаты, которые, отложив другие законопроекты, начали свой парламентский срок с дебатов о собственных зарплатах, своих будущих пенсиях и прочих привилегиях, станут жестко и бескомпромиссно обуздывать аппетиты чиновников исполнительной ветви? Конечно же, не будут. Парламентарии себя попросту вписали в число госслужащих, так что, заботясь о хорошей жизни чиновников, народные избранники обеспечивают и свои собственные интересы.

Из общего корыта

В прошлом номере «Края» (27 июня) мы опубликовали письмо кемеровчанок Галины Федоровой и Риммы Дылевской, которые от имени пяти сотен «подписантов» письма возмущены наличием в России отдельного пенсионного закона для госслужащих («О государственном пенсионном обеспечении», №166-ФЗ). Обычные россияне, как известно, нынче накапливают свою будущую пенсию через специальные фонды за счет тех отчислений, которые обязаны производить работодатели. Для чиновничества же установлен порядок особый: гарантированная пенсия в размере 75% от прежнего заработка, причем не из каких-то там фондов, а из госбюджета. Оно бы, на мой взгляд, не беда (подобным образом делается во многих развитых странах), кабы на фоне нынешних скудных заработков подавляющей массы россиян доходы чиновничества не возвышались как идолы острова Пасхи над ровным ландшафтом. Можно ожидать, что при подобной пенсионной системе столь же гигантской окажется и разница в доходах «чиновных» и «нечиновных» пенсионеров.

Взять хотя бы наш Кузбасс.

Год назад нам уже случалось писать о зарплатах и разного рода надбавках, которые напридуманы нашей региональной властью для областных и муниципальных чиновников («Край» за 12 и 19 июля 2002 г.). Не будем повторяться, напомним лишь, что даже у вполне рядовых советников, помощников, заведующих отделами и секторами должностные оклады со всеми накрутками и надбавками обеспечивают, по нашим подсчетам, среднемесячный доход до 15 — 18 тысяч рублей, что втрое превышает среднекузбасский заработок и девяноста процентам жителей региона может лишь присниться в сладких снах.

Но ведь этим материальные блага кузбасского чиновничества не исчерпываются. Вот передо мной документ, который называется Закон «О государственной службе Кемеровской области» (№6-ОЗ от 13.02.1998). Подписан губернатором Тулеевым. За прошедшие годы в текст внесено немало поправок, однако все изменения лишь в одну сторону — в пользу роста благосостояния чиновников.

Изложу вкратце лишь некоторые положения из пространной Статьи 19 («Гарантии для государственного служащего»), где, во-первых, указано, что на кузбасское чиновничество распространяются все гарантии, установленные соответствующим российским законом, а во-вторых, многое предусмотрено дополнительно.

В частности — дополнительный ОПЛАЧИВАЕМЫЙ ОТПУСК (сверх обычного, 30-дневного). Раз в год — ОПЛАТА СТОИМОСТИ ПРОЕЗДА к месту проведения отпуска и обратно. В оплате жилищных и коммунальных услуг — 50%-ная СКИДКА. Внеочередная установка домашнего телефона, а в ряде случаев — ПОЛНАЯ ОПЛАТА услуг по установке телефона. Выдача БЕСПРОЦЕНТНОЙ ССУДЫ сроком на 10 лет на строительство или покупку жилого дома (причем, если чиновник проработал на своем посту 5 лет и более — возвращать ссуду НЕ НУЖНО, она будет покрыта из бюджета). Ежемесячное ВОЗМЕЩЕНИЕ расходов на удорожание питания в размере трех минимальных размеров оплаты труда. Предоставление служебного транспорта или оплата ПРОЕЗДНОГО БИЛЕТА. Медицинское обслуживание СВЕРХ ПРОГРАММ обычного медстраха. При плохом здоровье чиновника — оплата ему САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ не реже 1 раза в 2 года. Для чиновных пенсионеров, отправляющихся на курорт, — оплата ПРОЕЗДА СОПРОВОЖДАЮЩЕГО ЛИЦА.

А кроме Статьи 19, есть еще Статья 20 (социальная защита госслужащего и членов его семьи), Статья 21 (денежное содержание госслужащего), Статья 22 (компенсационные выплаты госслужащему), Статья 23 (отпуск госслужащего), Статья 24 (пенсионное обеспечение госслужащего и членов его семьи) и т.п. А кроме закона о госслужбе есть другие областные законы (в частности, «наградные»), где придумана еще прорва льгот и привилегий. Поскольку высокопоставленные областные чиновники весьма любят сами себя награждать и присваивать себе звания, то, как вы понимаете, значительная часть этих льгот также перепадает на их долю. И поверьте, чтобы иметь право получать то, что во всех этих законах нарисовано, нужно работать во благо народа на износ, по 48 часов в сутки, чего мы, как известно, в практике нашего чиновничества вовсе не наблюдаем.

Вы, быть может, удивляетесь, как это наши областные депутаты, которые, вроде бы, должны служить народу, а не чиновничьему сословию, принимают такие законы, которые публике предъявлять, на мой взгляд, просто стыдно. Ведь все эти выплаты и доплаты берутся не из воздуха, а из тех денег, которые складывают в казну простые налогоплательщики. Уличные рекламные щиты с призывами платить налоги, где изображены убогие старушки и обездоленные дети, — они по сути лукавы. Изображать там нужно чиновника, умело проедающего денежки, недоданные врачам, учителям и старушкам.

А депутаты... Ежели посмотреть приложенный к региональному закону о госслужбе Реестр государственных должностей Кемеровской области (Приложение 1), то мы обнаруживаем там, наряду с деятелями исполнительной власти, еще и Председателя облсовета и его заместителя, всех председателей постоянных депутатских комитетов и их заместителей, а также всех депутатов, работающих в облсовете на постоянной основе. А также председателя контрольно-счетной палаты. Они лакают из этого самого корыта. И потому наивно полагать, что кто-то из них вдруг встанет на сессии и произнесет гневную речь, требуя отменить позорные выплаты, доплаты, приплаты и компенсации.

Возникает вопрос: как тут быть? Едва ли можно рассчитывать, что вот придут какие-то новые честные и стыдливые депутаты, которые, приняв новые законы, укоротят чиновничьи аппетиты. Есть некоторые надежды на ту административную реформу, которую сейчас пытаются провести через российский парламент энтузиасты из Министерства экономического развития и торговли РФ (в частности, 1-й замминистра Михаил Дмитриев). Там предусмотрены экспертизы принимаемых законов по целому ряду параметров (в частности, на устойчивость к коррупции), предполагается общая «транспарентность» (прозрачность) деятельности госслужащих, усиление контроля гражданского общества над чиновниками. Но на сегодняшнем этапе, как я полагаю, главное средство противодействия — рассказывать обо всех этих делишках широкой общественности. Чтобы общественность, выбирая в очередной раз депутатов, задавала им вопросы на эту тему, а у тех, кто уже избран, требовала объяснений. А то ведь, скажем, облсовет наш приноровился публиковать подобного рода неприличные законы в своих «Вестниках» тиражами то 100, а то и 25 экземпляров, объявляя это правильным «обнародованием» нормативных актов. А когда «Край» ставит такой конспиративный порядок под сомнение, юристы облсовета принимаются с газетой судиться.

Да, славно живется российскому чиновничеству...  

Александр СОРОКИН, Кемерово "Край" № 27 (60), 4 июля 2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики