ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА: ВРЕМЯ ВЫБОРА
Автор: Сурикова Елена
Регион: Кемерово
Тема:  Пенсионная реформа
Дата: 14.07.2003

После первого июля большинство из нас получат письмо из Пенсионного фонда России, где, кроме выписки из индивидуального счета, будет чистый бланк заявления о переводе средств из ПФ в управляющую компанию.

Все реформы последнего времени можно без преувеличения назвать реформами сознания. Ведь как раньше было просто: отработал положенное по закону количество лет - получил пенсию, примерно такую же, как у соседа. Что бы ни случилось - раз в месяц тебе ее принесут, и думать надо только о том, как половчее ее растянуть, чтобы на месяц хватило.

Новая пенсионная реформа добавила нам всем возможностей подумать о том, куда вложить накапливаемую ежегодно часть нашей пенсии. И выбор этот весьма непрост.

"Тихая революция, происходящая на наших глазах"

Существовавшая до сих пор система пенсионного обеспечения характерна не только для России. Примерно в одно и то же время многие страны мира, в том числе и экономически развитые европейские державы, столкнулись с проблемой старения населения. И распределительная система, которая была хороша при большом количестве работающих и малом количестве пенсионеров, стала довольно обременительной для экономики этих стран. Поэтому примерно с 1996 года практически во всем мире (может быть, за исключением США и Великобритании, где пенсионное обеспечение устроено иначе) началось реформирование государственных пенсионных систем.

С 2002 года, с момента вступления в силу нового пенсионного законодательства РФ, мы должны четко понять для себя: наша пенсия состоит теперь из двух частей - базовой и страховой. Базовая пенсия, размер которой определяется федеральным бюджетом, увеличивается по мере роста цен, и ее индексация производится тогда, когда инфляция превышает 6%.

Размер страховой части целиком зависит от размера средств, поступивших от работодателя за годы трудовой деятельности на индивидуальный счет будущего пенсионера. С первого января 2002-го года 3% от нашей зарплаты, накапливаются на наших индивидуальных счетах, которые Пенсионный фонд России ведет для сорока миллионов граждан. Чем больше налогооблагаемая заработная плата, тем больше на нашем счету накапливается денег.

Деньги эти, по оценкам экспертов, очень немаленькие. За минувший год на этих счетах скопилось свыше 40 млрд. рублей, и вместе с прогнозируемым ростом и инвестиционными доходами к 2010 году это будет сумма, превышающая федеральный бюджет России.

Мы не можем забрать эти деньги, так как это наша будущая пенсия, но решить, что с этими деньгами будет и куда они будут инвестироваться, это наше законное право, которое зафиксировано в законе об инвестировании.

"В ближайшие годы граждане особенно рисковать не будут"

По мнению Председателя правления пенсионного фонда России Михаила Зурабова, темпы пенсионной реформы зависят не только от того, как быстро принимаются законы, ее регулирующие, но и от того, "насколько быстро граждане будут готовы воспользоваться правами, которые эти законы им предоставляют".

"Вот много говорят о том, что рынок негосударственного пенсионного страхования в зачаточном состоянии, гарантировать населению сохранность средств проблематично… Зачем тогда нужна возможность, если люди не готовы ее использовать?

На самом деле темпы реформы рассчитаны так, что суммы отчислений, поступающих на индивидуальные счета, значительными за один год не станут. Первые два года это 2%, потом 3, и так до 6%. В размере будущей пенсии на начальном этапе накопительная часть будет весьма незначительной, а следовательно, если и возникнет убыток от инвестиций, то не очень заметный. Без пенсии, как этим пугают, никто не останется. Однако будущим пенсионерам предстоит постепенно научиться умно и ответственно относиться к своим накоплениям.

До тех пор, пока вы не решили, что с вашими пенсионными сбережениями делать, ответственность за их сохранность лежит на государстве. Как только вы принимаете решение передать средства для дальнейшего инвестирования в управляющую компанию (или негосударственный пенсионный фонд) - вы принимаете на себя и риски, связанные с этим решением. Если вы не специалист, и не знаете, как лучше поступить, - не стоит торопиться.

Меня часто спрашивают, а не придут ли в пенсионный сегмент финансового рынка новые "Мавроди" и "Властилины". Для того, чтобы этого не произошло, создан предельно жесткий механизм государственного контроля: предварительный отбор управляющих компаний на основе критериев, установленных государством, страхование ответственности компании перед инвесторами, доверившими ей свои деньги, создание спецдепозитария для учета операций с ценными бумагами, ежегодный независимый аудит деятельности компаний по инвестированию пенсионных накоплений, создание федерального органа исполнительной власти по контролю за инвестициями, контроль Пенсионного фонда и, наконец, создание общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений. Такая многоступенчатая система контроля, с моей точки зрения, во многом исключит риски, связанные с недобросовестной работой профессиональных участников рынка.

Однако имеются и объективные инвестиционные риски - изменение экономической и военно-политической ситуации в мире, колебания цен на энергоресурсы, рост и падение курсов валют. В прежней пенсионной системе покрытие всех этих рисков государство брало на себя. И сегодня, если вы не уходите со своими накоплениями из пенсионного фонда или государственной программы инвестирования, вы эти риски разделяете с остальными гражданами страны через государственную систему соцобеспечения, в основу которой положен принцип уравнительности. В другом случае риски (как и выгоды) за размер своей будущей пенсии вы берете на себя.

Рекламировать те или иные негосударственные структуры, работающие на рынке пенсионных услуг, Пенсионный фонд, естественно, не будет. Это должны делать те, кто заинтересован в привлечении долгосрочных финансовых ресурсов. Финансовые круги должны обеспечить такую прозрачность собственного бизнеса, которая позволила бы населению поверить в то, что их инвестиции будут сохранены, и в то, что их доходы будут выше, чем предлагаемые на сегодняшний день государством. Если же мы хотя бы косвенно будем способствовать такой рекламе, может создаться иллюзия, что государство в будущем разделит ответственность за ваш личный выбор. Не разделит.

По моему мнению, наделение граждан сбережениями и правом и возможностью их использовать - это важнейший демократический принцип, потому что, "голосуя деньгами", каждый из нас будет влиять на собственное будущее".

"Гражданин должен сам себе заработать на жизнь и на пенсию, а не ждать ничего от государства"

Павел Теплухин, президент управляющей компании "Тройка Диалог", считает, что государству крайне невыгодно расставаться с нашими пенсионными накоплениями, и это существенно влияет на процесс реформирования пенсионной системы.

"Пенсионная реформа имеет несколько аспектов. Первый аспект - чисто социальный: изменение во взаимоотношениях между государством и гражданином. Долгие годы для многих существовал какой-то добрый дядюшка, который там, далеко в Москве, за высокими кремлевскими стенами, который позаботится, обласкает, обогреет, в старость накормит. Теперь функция государства по обеспечению старости отходит на второй план, а мы должны заботиться о себе сами. Естественно, за исключением людей, трудоспособность которых ограничена либо по каким-то причинам они не могут обеспечить себе пенсию.

Пенсионная система, существовавшая все советские годы, так называемая распределительная, заключалась в том, что каждый работающий должен был прокормить себя на свою заработную плату, и из исчислений в пенсионный фонд прокормить нынешнего, сегодняшнего пенсионера. Т.е. государство забирало часть дохода себе и отдавало сегодняшним пенсионерам, выполняя такую распределительную функцию. Эта пропорция стала меняться не в лучшую сторону: количество работающих людей, которые платят налоги, стало сокращаться, а людей, которые претендуют на ту или иную пенсию, в том числе и льготную, стало возрастать. Примерно в 2007-2010 году могло сложиться такое соотношение, когда каждый работающий должен будет прокормить не только себя и свою семью, но еще и одного пенсионера. Все эти задачи решались с помощью пенсионной реформы, в которой предлагалось часть пенсии выделить в накопительную. Для того, чтобы это сделать, нужно было принять целый ряд законов. В связи с тем, что законы затрагивали огромное количество интересов и региональных властей, и федеральных властей, и различных министерств для того, чтобы их провести через Думу, ушло почти полтора года. Очень многие вопросы невозможно было согласовать. Они, как правило, выносились за скобку закона для того, чтобы сам законопроект продолжал движение вперед, и оставлялись для решения в будущем соответствующими министерствами или ведомствами.

Не надо забывать, что пенсионные накопления - это так называемые, "длинные деньги", которых в последнее время катастрофически не хватало российской экономике. А поскольку сумма накоплений соизмерима с федеральным бюджетом, Пенсионный фонд очень не хочет ее отдавать в "чужие" руки.

По сути, сегодня каждый из нас должен выбрать, что он хочет: иметь такую пенсию, как была у нашего старшего и сегодняшнего поколения пенсионеров, либо получить шанс на что-то более существенное. Если вам нравится то, что происходит с сегодняшними пенсионерами, то особо напрягаться не надо. Достаточно оставить это все в распоряжении государственного пенсионного фонда, и эти средства будут надежно размещены в государственные ценные бумаги по средствам государственных управляющих компаний и принесут некий доход, который в номинальном изложении будет нормальным, на уровне. В реальном изложении с корректировками, скорее всего, они будут отрицательными. Что это значит? 2003-й год, скорее всего, последний год, когда инвестиции в государственные бумаги будут давать доход выше уровня инфляции. В первом полугодии произошел довольно значительный рост стоимости государственных ценных бумаг в связи с повышением российского рейтинга международными агентствами. Уже в следующем году доходность по государственным облигациям станет меньше уровня инфляции. Это значит, что год из накопленных пенсионных резервов при условии их инвестирования в государственные ценные бумаги, и только в государственные ценные бумаги, будет отщипываться маленький кусочек, который равен инфляции минус доходность. Это будет примерно минус один - минус два процента в год. На интервале примерно в пятнадцать лет эти 1%-1,5% могут трансформироваться в 15%-20% потери покупательной способности этих денег. Т.е. за каждый рубль, отчисляемый в пенсионную систему сегодня, если этот рубль будет инвестироваться в государственные ценные бумаги в течение оставшихся 15-20 лет, вы, когда достигнете пенсии, сможете купить такое же количество товаров, которое вы сегодня можете купить на 75 копеек. Вот такая несложная математика, которая пока понятна далеко не всем. К сожалению, это очень печально, но подтверждается мировой практикой. Россия не единственная страна, где инвестирование в государственные ценные бумаги дает отрицательную доходность. Это существует практически во всех устоявшихся экономиках.

Альтернатива состоит в том, чтобы попытаться эти средства размещать не только в государственные ценные бумаги, но и в корпоративные, в том числе и в акции и облигации крупнейших российских корпораций. А для этого необходимо, чтобы каждый гражданин принял такое ответственное решение.

После первого июля этого года пенсионный фонд России разошлет каждому из нас оповещение, в котором будет написано, что на вашем персональном счете в пенсионном фонде России, представленном на первое января 2001-го года, есть столько-то денег. У каждого разная сумма. Если вы хотите оставить деньги в пенсионном фонде России, чтобы они управлялись Внешэкономбанком как государственной управляющей компанией, то у вас есть на то право, вам ничего делать не надо, можете про это извещение забыть, выкинуть его, на следующий год вам пришлют новое. Если вы хотите чего-то сделать, извольте заполнить анкету на обороте, подписать ее и либо лично отнести в местное отделение пенсионного фонда России, либо заверить у нотариуса и прислать ее по почте. Тем самым государство как бы дает вам право: чего хотите, то и делайте, а с другой стороны, оно не очень приветствует, чтобы вы что-то делали. Потому что понятно, что государству очень выгодно, чтобы все средства остались в пенсионном фонде России. С одной стороны, оно вам объясняет, что доходность будет никакая, а с другой оно получает в руки довольно мощный финансовый ресурс, который можно использовать для решения тех или иных народно-хозяйственных задач. Например, досрочного погашения внешнего долга. Внешэкономбанк является государственной управляющей компанией с одной стороны, а с другой является агентом по обслуживанию внешнего долга. И, естественно, удобно использовать: из одного кармана в другой внутри одной и той же организации деньги переложил - государство в выигрыше. Или, например, использовать для операций по внутреннему долгу, для финансирования тех или иных крупных проектов. Министерство финансов выпустит облигации и тут же их разместит в государственном пенсионном фонде. И ни с кем торговаться не надо, никого уговаривать не надо, и рынок никакой не нужен. Просто сам себе переложил из одного кармана в другой, и опять здорово. Очень удобно, когда все это контролируется государством. И государству, и чиновникам. Главное, выключить из этого процесса гражданина. Потому что он начинает вдруг возмущаться, почему это вдруг у меня доходность маленькая, что такое? Поэтому и создается такая сложная система: нотариус, почта. К нотариусу сходить будет очень сложно, потому что нотариусов у нас в стране не хватает, а технически заверить 40 миллионов подписей они никогда в жизни не смогут. Да и не пойдут 40 миллионов человек к нотариусу, потому что многие не знают, где он находится и кто он такой. Да и нотариусу невыгодно, потому что государственная пошлина на заверку подписи - три рубля, а времени требует много и писать много надо. В общем, процесс двух не заинтересованных людей, скорее всего, приведет к тому, что не будут реализованы права. На сегодняшний день законом предусмотрено, что могут быть еще другие лица, которые имеют право заверять подпись, но это по усмотрению пенсионного фонда России. Как усмотрит, так и доверит кому-нибудь, но пока никого не усмотрел. Хотя в принципе в стране есть паспортные столы, например, или почта, или еще какие-нибудь другие крупные кадровые отделы на предприятии. Во всех остальных случаях они имеют право заверять подписи, но почему-то в таком случае не имеют. Если же хотя бы 10% из 40 млн. застрахованных ринутся в территориальные органы ПФР с заявлениями, там возникнут многочасовые очереди.

Но, предположим, кто-то из вас решился сказать, что хочу. Не хочу, как было, хочу, как будет. И вам нужно принять какое-то решение на основе достоверной информации: выбрать из тех самых управляющих компаний. В этом году будет конкурс, который проведет министерство финансов, по отбору управляющих компаний, допущенных к управлению этими деньгами. В результате конкурса будет отобрано примерно 20-25 компаний. Но, похоже, выбирать компанию в этом году вам придется с закрытыми глазами. Конкурс обещают объявить, хотя уже идет большая задержка. Его должны были закончить первого августа, но, судя по всему, не закончат, потому что на конкурс по закону нужно 45 дней и объявить его нужно заранее, и конкурс нужно объявить на депозитарии, которые будут хранить эти деньги, отдельно конкурс на управляющих, которые будут управлять деньгами. Из каких компаний можно выбирать гражданам придется узнавать самостоятельно из "Российской газеты" или из Интернета. Многие из вас читают "Российскую газету"? Примерно десять тысяч человек, потому что тираж у этой газеты маленький. Так что сегодня все мы находимся в ситуации, когда реформа тормозит: первые деньги, по которым могло быть принято решение в этом году, они не покинут пенсионный фонд, а значит, не будут выгодно инвестированы. Все на самом деле получается достаточно грустно. Потому что те наши сограждане, которые имеют высокий доход, у которых отчисления в виде налогов значительны, и которые умеют читать газеты и пользуются другими СМИ, знают, в какую управляющую компанию они отдадут деньги. Они найдут этого самого нотариуса, который заверит их подпись даже не за три, а за триста рублей. И у них все будет хорошо. Только вот у остальных тридцати девяти и девяти десятых миллиона наших сограждан будет все по-прежнему".

А как у них?

Первое поздравление с 16-летием каждый англичанин получает от министерства социальной защиты. Министерство напоминает, что с этого дня необходимо еженедельно платить пенсионные взносы. При этом государство гарантирует, что каждый гражданин по достижению пенсионного возраста (65 лет для мужчин и 60 лет для женщин) будет получать пенсию, равную 20% средней зарплаты работника (110 евро в неделю или 5710 в год), и эта сумма будет ежегодно пересматриваться с ростом инфляции.

В Китае из миллиардного населения пенсию получают только 29 миллионов человек. Ее размер - 70% от зарплаты на момент выхода на пенсию.

В Германии средняя пенсия составляет примерно 900 евро. А если у пенсионера нет 12 лет стажа, то пенсия составит всего около 350 евро. Если нет и трех лет стажа, то пенсию в Германии не видать вообще. Немецкое законодательство предусматривает сегодня обязательное пенсионное страхование всех наемных работников, чей ежемесячный доход до уплаты подоходного налога не превышает сегодня 3,9 тысячи долларов. Государственные чиновники в Германии имеют свою систему пенсионного страхования. Пенсионные выплаты для этой категории работников полностью берет на себя государство. Ежемесячный обязательный взнос в единый государственный пенсионный страховой фонд составляет 19,1 процента от ежемесячной зарплаты

В Нидерландах по достижении 65 лет любой гражданин приобретает право на получение базовой государственной пенсии. Размер этой пенсии не зависит ни от продолжительности трудового стажа, ни от суммы уплаченных в государственный пенсионный фонд в течение всего периода трудовой деятельности взносов. Одинокие пенсионеры получают более высокие пенсии по сравнению с супружескими парами. Около 73% голландцев с 40-летним стажем трудовой деятельности получают 70% от размера заработка на момент выхода на пенсию.

Вопросы и ответы

Какой же форме сохранения своих пенсионных сбережений все-таки отдать предпочтение?

Государственный пенсионный фонд если и не приумножает наши деньги, то, по-крайней мере, декларирует гарантию их сохранности. Негосударственные пенсионные фонды или управляющие компании заинтересованы в обеспечении доходности инвестиций, поскольку их вознаграждение, в отличие от вознаграждения чиновников, не зависит от штатного расписания, а составляет не более 10% дохода от прироста. Даже если управляющая компания, не дай Бог, разорится, то все средства пенсионных накоплений будут храниться на счетах, которые контролирует спецдепозитарий, и на них не могут претендовать никакие кредиторы.

Процесс выбора управляющих компаний или фонда будет предоставляться гражданам один раз в год. Причем вы можете ежегодно делать свой выбор в пользу государственного пенсионного фонда РФ или негосударственного сектора. Что предпочесть - решать вам.

Стоит отметить, что, по словам Павла Теплухина, выбирая на конкурсной основе ту или иную управляющую компанию, государство не гарантирует защиты от риска. "Те средства, которые останутся в управлении государственных управляющих компаний, по которым не будет принято никакого решения гражданами, будут инвестированы в государственные ценные бумаги. Пока никакого слова о гарантиях нет. Выпуская государственные ценные бумаги, министерство финансов тем самым как бы гарантирует выполнение своих обязательств по выпущенным ценным бумагам. Оно как бы обещает: я сейчас облигации выпускаю, деньги беру, а когда приходит срок погашения, я вам деньги отдам. И так это обычно и случается. Но не всегда. Потому что существует как бы гарантия. Никакой другой гарантии законом не предусмотрено. Вы доверяете государству, которое как бы вам гарантирует, либо вы соглашаетесь на то, что ваши средства будут инвестированы в облигации, например ЮКОСа, ЛУКойла, ГазПрома или РАО ЕЭС России и вы доверяете этим компаниям, что они будут выполнять свои обязательства".

И не надо думать, что управляющие компании мечтают получить в распоряжение наши накопления. К большому сожалению, им невыгодно работать со счетами клиентов, чей месячный доход составляет в среднем 4-5 тысяч рублей. Потому что из этих денег человек отчисляет в накопительную пенсионную систему от 2 до 6% в месяц, то есть приблизительно 60 долларов в год. Управляющая компания получит с этого 10% - 0,6 $ с человека, а чтобы послать ему ежегодный отчет по почте, необходимо затратить 0,8$. Поэтому, естественно, управляющим компаниям выгоднее работать с корпоративной клиентурой и людьми с высокими заработками. Но если человек выбирает любую управляющую компанию, допущенную на рынок, ему не имеют права отказать. Самое главное, сделать правильный и осознанный выбор.

Лена СУРИКОВА.

Интервью с Павлом Теплухиным организовано клубом региональной журналистики

"Из первых уст".

Использованы материалы "Российской газеты", информационно-аналитического портала Пенсионной индустрии, журнала "Пенсия".  

Елена СУРИКОВА, Кемерово «Наша газета», №28 (1545), 20 июня 2003 года

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики