В начале июля региональный клуб журналистики "Из первых уст" в очередной раз собрал в Москве на свой семинар представителей СМИ из различных уголков России. Перед журналистами с актуальными темами выступали известные в стране люди: председатель совета директоров НК "ЮКОС" М.Б. Ходорковский, профессор Высшей школы экономики Е.Г. Ясин, бывший редактор телепрограммы "Куклы" на канале НТВ Виктор Шендерович и другие.
Журналист "Орловской правды" Вячеслав Жуков на этом семинаре встретился с 1-м заместителем министра экономического развития и торговли РФ М.Э. Дмитриевым и попросил его ответить на ряд вопросов, касающихся пенсионной реформы.
- Михаил Эгонович, сейчас идет много разговоров о пенсионной реформе, но если спросить любого гражданина о том, что она из себя представляет, вряд ли кто ответит. Не могли бы вы охарактеризовать ее основные принципы.
- Давайте начнем с того, что в системе, которая действовала еще два года назад, размер пенсии не был связан с тем, сколько взносов было уплачено в Пенсионный фонд каждым гражданином. И, честно скажем, 90 процентов всех пенсий являются на сегодня максимальными. Происходила обезличка. Трудовой вклад человека не влиял на размер его будущей пенсии.
Сегодня один из основных принципов пенсионной реформы - каждый гражданин свою пенсию зарабатывает сам.
В старой пенсионной системе имелась еще одна особенность. Она была распределительной. Что это значит? То, что деньги, приходившие в течении года в Пенсионный фонд почти все тратились на выплату пенсии. То есть, в нем не оставалось никаких накоплений.
В новой же системе размеры пенсии граждан существенно будут различаться. И они будут зависеть от того, сколько в течение жизни у каждого гражданина было уплачено страховых взносов, которые учитываются на его личном счете. Исходя из них, человеку будет начисляться пенсия. Чем больше взносов - тем больше пенсия. Ограничений на накопления нет. Единственное, на что есть ограничения - это на большие зарплаты, с которых начисляются маленькие взносы.
И еще один нюанс. В старой системе не существовало государственной гарантии, которая бы защищала распределительную часть пенсии от инфляции. Поэтому в результате экономического кризиса 1998 года реальные размеры пенсии, как вы знаете, упали в два раза.
По новой системе предусматривается автоматическое повышение пенсии в зависимости от роста цен. Покупательская способность пенсии гарантируется государством.
И нужно помнить, что пенсионную реформу нельзя провести за месяц или за год. На это требуются десятилетия. Поэтому новая система будет внедряться постепенно. И у первого поколения пенсионеров, вышедших на пенсию в новых условиях, к примеру, накопительная часть пенсии будет маленькой. Реально чувствительные накопления появятся только у тех, кто пойдет на пенсию после 2012 года, то есть через 10 лет после начала реформирования. Однако и у них накопительная составляющая будет всего 10-15 процентов от общего размера пенсии. Все остальное текущие доходы Пенсионного фонда. Но вообще доля накопительной части может увеличиться до 45 процентов. Это произойдет у тех граждан, которым сегодня нет еще 30 лет.
- На сегодняшнем этапе реформирования пенсионной системы, что для правительства России является наиболее важным?
- В этом году приоритетом для правительства является запуск новой накопительной составляющей пенсионной системы. Причем, не всей накопительной составляющей, а только определенной ее части. Как вы знаете, формирование пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии, согласно уже принятым законам, может осуществляться в двух формах.
Во-первых, граждане могут свои накопительные взносы направлять в Пенсионный фонд РФ и через него инвестировать их в управляющие компании по своему выбору. Такие управляющие компании могут быть отобраны по конкурсу.
А во-вторых, граждане могут уйти со своим накоплениями из Пенсионного фонда, перейдя в негосударственные пенсионные фонды. И держать там свои накопления вплоть до выхода на пенсию.
В этом году мы ведем речь только о первой части накопительной системы, о той, которая реализуется через государственный Пенсионный фонд РФ. И связана с выбором гражданина одной из управляющих компаний, которые будут работать с Пенсионным фондом РФ.
Выбрать негосударственный пенсионный фонд и уйти из государственного Пенсионного фонда граждане, согласно принятым законам, смогут только на будущий год. И чтобы они смогли перейти туда, правительству необходимо принять более 20 постановлений. А также нормативно-правовые акты, которые сейчас готовятся.
- Насколько мне известно, на начало июля не принят пока ни один нормативный акт, связанный с участием негосударственных пенсионных фондов. Значит, пенсионная реформа пробуксовывает?
- Я бы так не сказал. Хотя проблем очень много. И даже на первом этапе. Возьмем для наглядности проведение конкурсов для отбора управляющих компаний и специализированных депозитариев, которые будут работать с Пенсионным фондом РФ.
Эти конкурсы мы до сих пор не можем объявить. Сроки постоянно срываются. Сначала определили, что не позднее 1 квартала 2003 года, затем перенесли на апрель этого года, потом на июнь.
Принятие решения для объявления конкурсов сдерживают два документа. Первый - это типовой договор, который заключают специализированные депозитарии управляющих компаний с Пенсионным фондом РФ. Очень сложный вопрос. Достаточно сказать, что было 700 разногласий по 90-страничному документу. Разногласия постепенно сняли. Но на днях юридический департамент правительства внес свои замечания по этому документу. Работа продолжается.
Как только появится постановление правительства по типовым договорам, а так же другой документ: "О дополнительных требованиях к управляющим компаниям", можно будет объявлять конкурсы.
Выбор управляющих компаний граждане могут сделать уже в этом году. Для этого Пенсионный фонд начал рассылку информации о том, сколько денег поступило на счета граждан по накопительной составляющей в 2002 году. И эти деньги граждане могут направить своим заявлением осенью в управляющую компанию, которую они выбрали.
- А когда появится перечень управляющих компаний, которым граждане смогут доверить свои деньги, находящиеся на счетах Пенсионного фонда по накопительной составляющей?
- Думаю, не раньше конца августа, начала сентября. Вопрос информирования населения об управляющих компаниях сегодня стоит очень остро, потому что не разработаны строго сопоставимые формы. Соответствующие ведомства, к сожалению, пока по этой проблеме тоже не договорились. Однако в ближайший месяц - полтора нам эту задачу, думаю, удастся решить. Работа в этом направлении ведется. Главное, чтобы информация об управляющих компаниях была достаточно точной и объективной.
- По каким критериям гражданам лучше всего выбирать управляющую компанию?
- Во главу угла нужно ставить опыт работы. Затем историю присутствия на рынке. Обратить внимание на то какой профессиональной подготовкой обладает персонал управляющей компании. Это критерии значимые. Они определяют, какими накоплениями готовы управлять эти компании. Ведь одно дело, когда компания управляла, к примеру, десятком миллионов рублей на протяжении последних двух лет и совсем другое, когда через компанию проходили миллиарды рублей на протяжении 5 лет. Здесь большая разница и в опыте, и в квалификации.
Но надо честно сказать, что управляющие компании - это один из относительно благополучных сегментов российского финансового рынка. И серьезных проблем здесь никогда не было.
В то же время, хотел бы предостеречь, чтобы граждане при выборе не учитывали такой фактор управляющей компании, как предыдущая доходность. Это все равно, что управлять автомобилем, который едет вперед, смотря в зеркало заднего вида. Предыдущая доходность компании мало что говорит о будущей доходности.
- Контроль за деятельностью управляющих компании кто осуществляет?
- Министерство финансов и Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. 
Вячеслав ЖУКОВ, Орел. Газета "Орловская правда". 23 июля 2003 г.

|