ЭКОНОМИКА БЕЗ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ ОБРЕЧЕНА
Автор: Титов Сергей
Регион: Ульяновск
Тема:  Экономика , Зарубежный опыт
Дата: 29.07.2003

За строкой президентского послания

"Политика экономического роста не может быть

противопоставлена социальной политике".

В.Путин

Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Григорьевич Ясин больше известен всем как экономический советник Президента в тяжелый период активных реформ. Ульяновцы же его хорошо помнят по памятному диалогу в прямом эфире центрального телевидения, когда шел спор между двумя экономистами - Евгением Ясиным и Сергеем Глазьевым об ульяновской модели "мягкого вхождения в рынок".

Тогда, лет шесть-семь назад, не все поняли, что Ясин победил. Победа Ясина и поражение ульяновской модели (и доводов Глазьева) стали видны спустя несколько лет, когда произошло все то, о чем говорил Ясин в своем прогнозе. Огромные долги области, неразвитая сфера малого предпринимательства, низкая собираемость налогов, развал коммунального хозяйства, беды сельского хозяйства, бедность населения и несоразмерно высокие цены и тарифы.

Как лакмусовая бумажка - становится понятно: ему можно верить. Он прожил огромную и интересную жизнь. Ему нет необходимости осторожничать или заниматься популизмом ради своей карьеры - он давно состоялся. У него великолепные знания и огромный опыт, а он продолжает учиться, читает, анализирует и продолжает искать пути достойного экономического развития России.

На последней нашей встрече в Клубе региональной журналистики я открыл для себя другого Ясина: Евгений Григорьевич, который в споре с Глазьевым был жестким рационалистом и хладнокровным ученым, сегодня заявил то, что в среде экономистов не принято говорить: "Без гуманизации, без жалости и сострадания, не изменив ситуацию, чтобы меньше был разрыв между бедными и богатыми, мы не сможем стать процветающей страной".

Упертая Россия

Период бурных реформ был похож на порог горной реки, когда все происходит стремительно, и не до сантиментов: удобно ли в лодке, не холодно ли, не утопил ли кто вещи… Тут главное - выжить, выдержать направление, спастись любой ценой. Бурный и безжалостный поток мировых экономических отношений все равно несется, а любая остановка только ухудшит наше положение. Но порог пройден. Последний опасный перекат прошли в августе девяносто восьмого. Уже не мотает так лодчонку и появилось немного времени, чтобы оглянуться, оценить ситуацию и подумать, что делать дальше.

И вдруг становится понятным, что исход зависит не только от рулевого, и не от тех, кто успел выбрать себе место поудобней. От всех нас. Сможем ли мы цивилизованно разойтись по левому и правому борту, или бросимся все на одну сторону, подвергая себя опасности окончательно перевернуться, не передеремся ли в борьбе за удобные места…

- Мы в каком-то смысле уперлись, - говорит Ясин. - Оказалось, что не всегда вопрос в злонамеренности тех или иных людей - проклинаемых всеми бюрократов, или олигархов. Вопрос упирается в КУЛЬТУРУ. При системе ценностей, которая у нас господствует, добиться успеха в экономике трудно. В результате реформ произошла концентрация собственности и власти, получили симбиоз между властью и крупным бизнесом. Это то, что получилось, хотя делалось с лучшими намерениями. Говорю как человек, который в этом деле принимал непосредственное участие. Весьма несправедливо, и это не способствует нашему развитию. Это, не нравится людям, они не доверяют власти. И что бы вы ни делали, пока ситуация не начнет меняться, этот порог будет играть весьма и весьма существенную роль.

Эпоха Левиафана

Сложившаяся в России система ценностей, по мнению Ясина, увы, не способствует развитию страны. Мы переживаем эпоху господства Левиафана, закона джунглей, говорит он. "Левиафан" -так называется книга, написанная в 17 веке очень известным английским философом Гоббсом. Современная книга, потому что Гоббс описывал возникновение гражданского общества, как противовеса естественному варианту организации стада, в котором господствует закон джунглей. А, когда люди превращаются в граждан, то они договариваются о правилах и договариваются, что этим законам нужно подчиняться, создают инструменты, чтобы законы действовали. Но у нас этого нет. У нас к преступности двойное отношение. На магнитофонных записях кругом крутятся тюремные песни, среди лучших песен Высоцкого - блатные. Еще труднее - с коррупцией. Ее все ругают, но чуть ли не поголовно способствуют ее существованию. Дело не в плохих законах - 90% нового законодательства списано с законов других стран. Но закон о банкротстве в Европе приводит к спасению слабых предприятий, а у нас он приводит к банкротству сильных, становится инструментом захвата собственности.

Четыре ценности, влияющие на прогресс

Ясин считает, что все не так трагично. Он перерыл горы литературы и пришел к выводу, что некая связь между экономическим развитием и системами ценностей существует.

- В действительности, многие ценности, относимые к протестантской этике, начинаются со средневековья, когда появились города, когда они начали бороться с сеньорами за свою независимость, когда они стали утверждать самоуправление. Понимание достоинства человеческой личности, ее свобода, стали выдвигаться на передний план. Есть интересное исследование Леонардо Харрисона - он определил четыре основных позиции ценностей по отношению к прогрессу. 1.Радиус доверия. Запад, это общество лохов, которые даже не ожидают, что их кинут. Они и живут на доверии. 2. Строгость этической системы. 3. Способ реализации власти. 4. Отношение к труду, бережливости. Вы догадываетесь, что по всем этим четырем позициям Запад получает пять с плюсом?

Нищета из кланов и компьютеры из риса

Разные системы ценностей определяют и разные пути развития, считает Ясин. В Латинской Америке, например, клановая система. Там использование власти для того, чтобы получить какие-то блага для своих родственников и близких, считается нормальным.

- То же самое я наблюдал Египте, - говорит Ясин. - Министр, как правило, - это глава клана. И он получает министерство "в кормление". При наличии формальной демократии правительство - как совокупность кланов. Для того, чтобы в стране был мир, надо добиться мира между кланами. Похоже общество организованно у нас - в Чечне и в Дагестане. Но даже развитые страны Латинской Америки так и не могут выйти на уровень "высшей лиги".

Восточная Азия - особый пример. Там ценности выросли на конфуцианстве, основе которого рисовая культура. Рис требует колоссальной тщательности и трудолюбия. Это помогало выжить. Наложенная на индустриализацию, конфуцианская культура помогла Японии шагнуть далеко вперед. Но вот уже больше 10-ти лет она в состоянии кризиса, поскольку эта система ценностей становится препятствием в постиндустриальном обществе, где важна изобретательность, невозможная без свободы. Ни одного научно-технического переворота там нет. Когда-то они были только в Европе. Теперь - только в Америке. Это могут быть те же японцы, или русские, но - в Америке.

Пример для подражания

Другой пример - Испания, метрополия либеро-католической культуры. Испанский кабальеро - человек, который труд считает позорным. Работая, делает одолжение. Еще в 50-м году она была такой же бедной как Мексика. С 59-го года начали экономические реформы. Потом - демократизация. Реформы шли тяжело. В 78-м году была попытка военного переворота. И тогда Суарес предложил коммунистам и социалистам, профсоюзам и предпринимателям, военным: "Давайте заключим на какое-то время национальное соглашение о том, что нам делать, для того, чтобы поднять экономику страны. Договоримся, что зарплата не вырастет больше, чем на такую-то величину, что кредиты будут ограниченны так-то, что бюджет будет сбалансирован, что права граждан - в определенных пределах". Это был один из самых успешных случаев реализации реформ на основе национального согласия. Им предложили забыть распри ради Испании. Сегодня Испания по уровню ВВП далеко не последняя в Европе. Значит, это возможно.

Испания, считает Ясин, - хороший пример для России. Именно поэтому он смотрит в будущее с оптимизмом. Для России ценности не будут непреодолимым препятствием, ведь европейская либеро-католическая культура на более далеком расстоянии от протестантской этики, чем наши православная и мусульманская.

Гуманизм как двигатель прогресса

- Но процветание приходит к тем, чьи ценности гибко изменяются, с учетом меняющихся условий. Возможности индустриального развития мы уже исчерпали и переходим в постиндустриальное общество. От иерархической структуры общества, которая укротила Левиафана (в этом ее историческая заслуга перед человечеством), переходим к сетевой, в которой отношения по горизонтали не менее важны, чем отношения по вертикали, где все со всеми могут договариваться - как в интернете. Самобытность культуры, надо сохранять. Но в той степени, в какой это не мешает конкурентоспособности. Иначе, в условиях глобализации, эта цивилизация просто погибнет. Что делать? Доводить до ума либеральные реформы. Развивать демократию - правила поведения свободных людей: как жить, чтобы не наносить ущерба окружающим. В постиндустриальном обществе мы не сможем быть конкурентоспособными, если не будем свободными. "И, я хотел бы подчеркнуть, - нужна гуманизация. Глубоко убежден, что сейчас принципиально важно создать обстановку доверия. Изменить ситуацию, чтобы меньше был разрыв между бедными и богатыми. Чтобы мы сами стали окружающих больше уважать, быть более солидарными, более сострадательными, чем это было раньше. Потому что наша революция оказалась очень жестокой эпохой, и я, рационалист, я говорю об этом не потому, что мне было не жалко людей, а теперь мне их стало жалко. Говорю, потому что мы без этой жалости, без этой солидарности не сможем стать процветающей страной".

Так сказал Евгений Ясин.  

Сергей ТИТОВ, Ульяновск. "Народная газета" № 77, 4 июля 2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики