ЯЙЦА ПРИДЕТСЯ ПОЛОЖИТЬ В ОДНУ КОРЗИНУ… ИЛИ КОМУ ДОВЕРИТЬ ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ?
Автор: Крашенинникова Регина
Регион: Магнитогорск
Тема:  Пенсионная реформа
Дата: 30.07.2003

На последнем в этом сезоне заседании магнитогорского депутатского корпуса избранники народа обратились к своим избирателям - руководителям предприятий и организаций города. С предложением. Настоятельным. Проявить должную заботу о будущем своих сотрудников. А забота заключается в подписании договора с негосударственным пенсионным фондом "Социальная защита старости" (альтернативных предложений не поступило). В результате чего работники предприятий, выйдя на заслуженный отдых, будут получать пенсию через этот фонд. Таким образом, руководители якобы обеспечат социальную защищенность своих трудящихся.

Депутатов понять несложно. Любой шаг они поверяют ростом бюджета города. Потенциал фонда "Социальная защита старости", который действует уже более четырех лет, можно использовать в развитии экономики Магнитогорска. Недаром председатель МГСд Михаил САФРОНОВ поинтересовался у исполнительного директора НПФ "Социальная защита старости"Г. ЧУГУННИКАВА о возможностях инвестиционной деятельности фонда. На что г-н Чугунников перечислил пути инвестирования средств: приобретение облигаций, доходных векселей предприятий, банковских депозитов или сертификатов, сказал о намерении включиться в ипотечную программу города. Подкупает и тот факт, что одним из учредителей НПФ является ОАО ММК. Уже одно это может являться своего рода гарантией надежности и перспективности фонда. Но уважаемые депутаты, наверное, забыли, что у нас с вами есть право выбора. Правда, нет его (реально) у работников комбината, его дочерних предприятий и, скорее всего, тех предприятий, с которыми ММК так или иначе взаимодействует. Думаю, понятно почему... Но у остальных возможность выбирать пока существует. Более того, как на самом деле сложится судьба наших пенсионных накоплений, на этот раз зависит от нас самих. Поскольку выбирать "корзину", куда можно складывать яйца, придется самостоятельно. И несмотря на то, что все накопления придется доверить только одной компании (государственной или частной), через год эту "корзину" можно будет сменить, но и тогда опять придется выбирать самим. Чтобы не купить кота в мешке, попробуем разобраться в наших с вами возможностях.

От распределения - к накоплению

Напомню, что пенсионная реформа началась с 1 января 2002 года. Весь период советского времени до 2002 года существовала так называемая распределительная пенсионная система. Государство выступало в роли "денежного мешка": собирало деньги в виде налогов и различных платежей и раздавало их пенсионерам. Это было вроде неплохо. Но демографическая ситуация стала меняться. Продолжительность жизни увеличилась. Однако число работающих на государство уменьшилось, число работающих, которые платят налоги, тоже все время сокращается. Народ пытается от этой обязанности увильнуть всяческими способами. В результате ученые посчитали и сказали, что уже через несколько лет, примерно к 2007 году, в стране будет довольно тяжелая ситуация: количество работающих и количество пенсионеров примерно сравняется. Это означает, что каждый работающий должен работать не только на себя и свою семью, но еще содержать пенсионера и его семью.

Пенсионная реформа - такой процесс, когда нужно много всего делать сейчас, а положительный результат (если он будет) появится только через пять, семь, десять лет, то есть тогда, когда ныне действующего правительства уже не будет. Поэтому все предыдущие правительства особо и не хотели решать эту задачу. Путин первый сделал ставку на долгосрочные программы. В их числе-пенсионная реформа. Была сформулирована задача: пора переходить из распределительной системы в накопительную. Схема накопительной системы в двух словах заключается в следующем. Мы все также работаем и платим налоги. Часть этих платежей накапливается на индивидуальном счете каждого из нас, и когда мы с вами окажемся на заслуженном отдыхе, из этой накопленной суммы начнем получать пенсию.

Верю, верю... никому не верю

Но возникли вопросы. А что делать с теми, кто не может работать в силу тех или иных причин? А что делать сегодняшним пенсионерам, которые в этот период, пока мы с вами накапливаем себе на пенсию, уже должны получать ее? Из какого источника? Появился большой пласт проблем, которые необходимо было решить. Поэтому разработали более сложную систему. Из тех 35-36% единого социального налога 28% идет в Пенсионный фонд, из них 14% идет на прежнюю систему, на сегодняшних пенсионеров, а остальные разбиваются на так называемую страховую пенсию и накопительную пенсию. Страховая пенсия - это та пенсия, которую государство нам гарантирует, чтобы не случилось (чтобы мы не умерли с голода, нам отводится 600 рублей). Остальное зависит от наших с вами усилий - это накопительная часть.

Казалось бы, все выглядит спокойно и радужно. Но присмотримся внимательнее к накопительной части схемы. Ясно, что мы прилежно копим на безбедное существование, отчисляем из зарплаты. Но кто-то должен выполнить работу, чтобы потом эти средства: а) сохранились; б) были инвестированы и на них был получен какой-то инвестиционных доход на том интервале, сколько нам осталось до пенсии: кому 15 лет, кому 20 лет, кому больше, кому меньше. А тут загвоздка. Нет у граждан финансового доверия на длительных интервалах к российскому правительству.

Ёж и уж

Поэтому, собственно, был дополнительно разработан закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ". Закон, по сути, попытался объединить в себе ужа и ежа. С одной стороны, государство объявляет, что снимает с себя ответственность за наше инвестиционное будущее, потому что мы сами должны принять решение относительно того, что же делать с пенсионными деньгами. С другой стороны, государство прекрасно понимает, что население у нас не очень подготовлено для принятия сложных финансовых решений в силу отсутствия подобного опыта. Посему в закон нужно было заложить ряд страховых механизмов.

Закон шел очень сложно, в бурных баталиях. А главное - у него вдруг появился один очень серьезный оппонент, который по поручению президента отвечал за прохождение закона через Государственную Думу - это Пенсионный фонд России.

Пенсионный фонд России вдруг осознал, что если все обозначенные выше проблемы будут решены, тогда получится, что у него отнимут огромный кусок денег, уведут огромный финансовый поток. Этот финансовый поток будет перенаправлен в частный сектор, который обеспечивает нормальную пенсию и пенсионную старость в большинстве цивилизованных стран.

Мутации закона об инвестировании

По этому поводу с законом об инвестировании стали происходить совершенно неожиданные трансформации. Сначала из участников процесса инвестирования были исключены страховые компании. Было заявлено о том, что страховой рынок недостаточно развит, недостаточно готов для того, чтобы работать с таким ответственным финансовым ресурсом, как пенсионные накопления. После этого дело дошло до пенсионных фондов. У нас в стране 284 негосударственных пенсионных фонда, которые имеют лицензию, многие из них работают, одни более активно, другие менее активно, но в целом они обслуживают так называемое добровольное пенсионное страхование. Пенсионный фонд России так представил ситуацию, что для того, чтобы негосударственный пенсионный фонд начал работать с этими средствами, необходимо дополнительное изменение в другое законодательство, которое описывает жизнедеятельность пенсионных фондов. И они были отодвинуты еще на один год от участия в этом процессе.

Следующими участниками процесса реформирования являются, частные управляющие компании, которые должны по концепции закона отвечать за инвестирование пенсионных средств, за максимизацию повышенных доходов, минимизацию риска, связанного с этим инвестированием, и так далее. Были сформулированы требования, которые нужно предъявить к этим управляющим компаниям, чтобы они были надежными, проверенными, и прочее. Требования оказались настолько жесткими, что если строго им следовать, то этим требованиям удовлетворяла бы всего одна управляющая компания. Можно было уже прогнозировать очередную пресс-конференцию, на которой руководство Пенсионного фонда России скажет: "Вы знаете, эти компании тоже пока не готовы, они не доросли до этой ответственной работы. Пожалуй, надо бы на какое-то время отложить этот процесс". Но отставка управляющих компаний не состоялась...

Новый игрок в театре абсурда

Ведь параллельно было готово новое решение о том, что все средства, которые накапливаются в этой части пенсионной реформы, нужно будет передать государственной управляющей компании, которая в лучшем виде, конечно, с этим делом справится. Государственная управляющая компания - это абсурд, потому что в государственном предприятии люди работают на бюджет, получают зарплату за свою работу. А менеджер, который занимается инвестициями, он, по идее, должен зарабатывать себе сам. То есть его зарплата зависит от того, как он будет работать, от результата, который он продемонстрировал своим трудом. У государственного чиновника нет прямой зависимости от результатов деятельности, особенно от результатов доходности инвестиций.

Но тем не менее государство взяло на себя такую ответственность и решение о назначении государственного управляющего было принято. Им стал Внешэкономбанк. Заметим, что его главная работа заключается в том, что он является агентом по обслуживанию внешнего долга. В обязанности агента по обслуживанию государственного внешнего долга входит, прежде всего, снижение стоимости такого обслуживания путем своевременного погашения, снижения комиссионных расходов, снижения доходности и многих других рычагов. Одновременно в соответствии с Гражданским кодексом доверительный управляющий обязан действовать исключительно в интересах застрахованных лиц, повышая их доходность. Теперь представьте ситуацию: Внешэкономбанк выполняет две функции, которые противоречат друг другу. Первая функция - снизить расходы государства по обслуживанию, а вторая - повысить доходность для инвесторов по инвестированию в эти же самые инструменты. Таким образом, государство, правительство в частности, принимая подобного рода постановления, сразу же уперлось в очень сложный конфликт интересов. Наступило на первые грабли.

Для чего это сделано? Для того чтобы пенсионными деньгами ускорить выплату внешнего долга - одна теория, которую высказывают продвинутые средства массовой информации. Другая теория о том, что скоро внешний государственный долг выплатим, что же делать этим тысячам квалифицированных сотрудников, которые работают во Внешэкономбанке - тоже благородная задача, найти людям работу. Третья: чтобы в предвыборный год ничего с этими деньгами не случилось, лучше отдать в руки надежной государственной структуры, которая ничего с ними особо не сделает, во всяком случае не потеряет. Теорий много, вы можете выбрать любую из них, которая вам нравится.

Вторые грабли, на которые мы вот-вот наступим. Государственная управляющая компания по закону может инвестировать только в государевы ценные бумаги. Поэтому Пенсионный фонд требует от государства выпускать ценные бумаги, увеличивать внутренний долг, иначе не смогут выполнить закон об инвестировании в рамках того положения, которое регулирует деятельность управляющей государственной компании. Как вы понимаете, наращивание внутреннего долга противоречит интересам всех граждан страны. По этому поводу изобрели третьи грабли: нужны бумаги, которые будут обеспечиваться государственными гарантиями. Для этого нужно взять какое-нибудь государственное агентство, например ипотечное агентство, и сказать, что вы выпускаете долговые бумаги, занимаете средства, а мы их прогарантируем. В этом случае мы разрешим Пенсионному фонду приобретать их через государственную управляющую компанию потому, что государственная гарантия - это почти то же самое, что и государственные ценные бумаги. Скорее всего, государственное ипотечное агентство выпустит эти бумаги, они будут прогарантированы государством и выкуплены целиком Пенсионным фондом России через государственную управляющую компанию. Что для нас с вами это означает? Что опять мы своими деньгами через механизм трех крупных государственных структур профинансируем ипотеку для тех людей, которые не могут себе позволить ипотеку на рыночных условиях.

Вот правительство приняло большой пакет законов о пенсионной реформе. Реформы очень сложные потому, что у населения нет опыта, навыков, знаний, необходимых для того, чтобы принять ответственные решения. Уже в этом году, начиная с первого июля и до первого октября, каждому нужно будет принять решение о своей будущей пенсии. Но при этом государство пока не ведет соответствующую образовательную программу для населения. Более того, возникает вопрос, справятся ли нотариальные конторы с наплывом всего работающего населения нашей необъятной родины за такой короткий срок? Ответ однозначный: не справятся.

Простая математика

Министерство труда решило озаботиться тем, не слишком ли много денег представители частного бизнеса заработают на пенсионной реформе. И эти заботы привели к очередному абсурду. Вот какой любопытный и показательный пример привел на одном из семинаров "Клуба региональной журналистики" Президент российской управляющей компании "Тройка-диалог" Павел ТЕПЛУХИН. Допустим, россиянин получает среднюю заработную плату в размере 0. Именно с этой суммы он платит налоги. Это означает, что в накопительную часть пенсионной реформы на сегодняшний момент он отчисляет 3%, то есть в месяц. Получается, за прошлый год у среднего россиянина накопилось на счету. Предположим, каким-то образом управляющая компания стала управлять деньгами этого среднего россиянина, и так хорошо управляла этими деньгами, что заработала аж 10% годовых в валюте. На интервале 10-15 лет 10% в валюте - это очень достойный заработок. Таким образом, на эти , которые накопились в первый год, гражданин получил прироста в год. В соответствии с теми документами, которые циркулируют сейчас в правительстве, максимум, на что может рассчитывать управляющая компания, это 10% от прироста. Шестьдесят центов в год с человека солидным, достойным управляющим компаниям не интересны. Тем не менее, если вы доверите любой из них свои пенсионные накопления, они вынуждены будут добросовестно ими заниматься, то есть максимально выгодно инвестировать.

Таким образом в 2003 году управляющие компании будут предлагать одну или несколько стратегий инвестирования. Список этих компаний вы скоро получите по почте. Негосударственные пенсионные фонды присоединятся к этому процессу в следующем году. Каждый год с первого июля по первое октября вы можете либо выбрать новую "корзину", либо остаться в той же. Но если вы ничего не выбираете, не ставите галочку и не идете к нотариусу, то остаетесь в одной лодке с государственным Пенсионным фондом. Выбор с каждым годом будет увеличиваться. И голову придется ломать самим, не надеясь, что за нас кто-то подумает и решит. Потому что результат может оказаться непредсказуемым. Все-таки в России живем.

Вопрос-ответ

Какую доходность даст государственный Пенсионный фонд, если я вдруг поленюсь и не пойду к нотариусу?

Те люди, которые не сделают никакого выбора среди частных управляющих компаний, останутся в Пенсионном фонде России, их деньги будут управляться государственной управляющей компанией. Государственная компания, в свою очередь, имеет право инвестировать средства только в государственные ценные бумаги, а также бумаги, которые гарантированы государством. Не так давно Министерство финансов провело аукцион по размещению облигаций федерального займа. Это основной инструмент, заимствованный государством на рынке. 10-летние облигации федерального займа доходностью 9,7% годовых. Но даже по официальном прогнозам правительства, который заложен на этот год, у нас инфляция превышает данную величину. Так что доходность будет минус один минус инфляция. Вам же важно, сколько килограммов картошки вы сможете купить на пенсию, а не сколько это будет стоить денег? 15 лет поработав, получаете назад начисленные вам деньги минус примерно 20 процентов. Это будет ваш взнос в финансирование российской экономики. То, что называется "инфляционный налог".

Если государственные фонды хотя бы что-то обещают, то частные склонны просто говорить: мы постараемся, и все. Кому же верить?

- Государство ничего не обещает и тем более не гарантирует. Никто из участников этой системы ничего не гарантирует. Это государство как эмитент ценных бумаг, которые он выпускает, гарантирует, что по этим бумагам расплатится, ни больше и не меньше. Но эти ценные бумаги могут приобретаться государственным пенсионным фондом, негосударственным пенсионным фондом, управляющей компанией, и у них будет совершенно одинаковая гарантия в лице эмитента государства, которое говорит: я выпускаю ценную бумагу, а значит, обещаю, что когда-нибудь ее погашу. Никакой другой гарантии не существует. Гарантия доходности отсутствует. Гарантия сохранности означает, что мы вам гарантируем доходность в размере 0% как минимум. Что действительно все гарантируют, так это то, что будут работать хорошо, в силу своего таланта.

Если фирма, которую выбрал человек, рухнет, какие есть социальные гарантии, что эти деньги вернутся и он сможет перевести их в другую фирму?

- Каждый раз, когда человек инвестирует средства, он несет риски инвестируемого портфеля. Риск компании, которая управляет, - отсутствует. Когда вы размещаете деньги на депозите в Сберегательном банке, вы берете на себя риск Сберегательного банка России, который, уже действуя от своего имени, инвестирует в те или иные активы. Если у вас сумма невелика, то эту сумму гарантирует правительство и вы можете считать, что у вас есть гарантия правительства и ваш риск равен риску правительства. Если сумма велика или вы являетесь юридическим лицом, то эта гарантия не действует и вы имеете риск самого Сберегательного банка. Когда вы инвестируете через управляющую компанию, то механизм абсолютно другой. Вы не берете на себя риск управляющей компании. Потому что управляющая компания выступает в соответствии с действующим законодательством как доверительный управляющий, право собственности при этом не переходит от вас к управляющей компании. Она получает, по сути, доверенность на осуществление тех или иных операций с вашими деньгами, с вашими накоплениями. Если, не дай бог, каким-то образом управляющая компания обанкротилась или с ней что-то случилось. На ваши сбережения не может быть обращено взыскание и другие кредиторы не могут претендовать. Дальнейшую судьбу этих денег решает специализированный депозитарий, который имеет право второй подписи на каждом платежном документе. И который говорит: "А это управляющая компания плохая, она обанкротилась, ну и бог с ней. Назначаем следующую. Я, депозитарий, беру на себя ответственность и провожу конкурс среди других управляющих компаний, кто возьмет в управление этот портфель". Вот это механизм, который был реально построен в 1996 году и с тех пор очень хорошо себя зарекомендовал, в том числе прошел целым и невредимым через дефолт. Именно потому, что была построена эта система защиты. С одной стороны, законодательством не может быть предъявлено взыскание к средствам клиента. А с другой стороны, существует такой инструмент, как независимый специальный депозитарий, который является независимым от управляющей компании и имеет самостоятельную лицензию, отвечает собственным имуществом перед вкладчиком, а в случае форс-мажора берет на себя ответственность и выбирает по конкурсу еще одну управляющую компанию.

Какой объем средств получит государственный Пенсионный фонд? Стоит ли игра свеч?

Накопительная часть пенсионной системы каждый год будет расти как снежный ком. И к 2010-му году она должна составить около 50 миллиардов долларов. Вот, собственно, ради этого вся игра и идет. 50 миллиардов - это больше, чем государственный бюджет России.

Ход пенсионной реформы

o Начало перехода от распределительной системы к накопительной- 1 января 2002 года

o Июнь 2002 года. Принят закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации"

o Исключение из участников пенсионного процесса страховых компаний.

o Принято решение об отсрочке на год участия негосударственных пенсионных фондов.

o Январь 2003 года. Внешэкономбанк назначен государственной управляющей компанией по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений.

o С 1 июля по 1 октября 2003 года граждане России должны сделать выбор либо в пользу государственного пенсионного фонда, либо в пользу управляющей компании. В 2004 году выбор расширится за счет включения в пенсионную систему негосударственных пенсионных фондов.  

Регина КРАШЕНИННИКОВА, Магнитогорск. "Новая версия", № 22, 14 июля 2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики