ПОДРОБНОСТИ. РАВЕНСТВО ИЛИ УРАВНИЛОВКА? В ОБЛАСТИ СКОРО НАЧНЕТСЯ НОВЫЙ ЭТАП РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Автор: Ирдуллин Александр
Регион: Самара
Тема:  Реформа здравоохранения
Дата: 30.07.2003

Как заявил недавно первый замминистра экономического развития и торговли Михаил Дмитриев на селекторной пресс-конференции, проведенной в Самарском Доме журналиста с участием Клуба региональной журналистики "Из первых уст", к 2007 году в стране планируется централизовать средства, поступающие в Фонды обязательного медицинского страхования (ОМС). Самарская область в этот раз вновь оказалась я числе регионов, которые будут первыми опробовать наработки правительства. Хорошо это или плохо?

Становление системы ОМС в России идет очень непросто. Лишь в немногих регионах, в числе которых и наша губерния, реализация закона о медицинском страховании близка к первоначальным планам: у каждого жителя есть медицинский полис, он прикреплен к поликлинике, и в соответствии с этим областной фонд ОМС финансирует затраты стационаров и поликлиник на лечение конкретного гражданина. "В Самарской области давно и в полном объеме осуществляется финансирование страховой медицины за счет бюджетных средств. В других регионах фонды не наполнены деньгами даже в минимальном объеме, - констатировал Михаил Дмитриев. - Одна из главных задач реформы - наполнить систему ОМС деньгами независимо от региона, и чтобы сами регионы проявляли в этом большую заинтересованность".

Видимо, неслучайно в нашей губернии, а также еще в пяти регионах России с будущего года предполагается начать реформирование системы ОМС.

Сейчас из средств, собираемых по ставке единого социального налога 3,6%, в федеральный центр губерния отчисляет 0,2%, а 3,4% тратит на медицину непосредственно у себя. За три года предполагается постепенно изменить соотношение и отчислять в Москву уже половину средств с тем, чтобы оттуда они перераспределялись по регионам с помощью системы трансфертов и уравнительных коэффициентов.

Понятное дело, что, если провести в губернии опрос общественного мнения, большинство будет резко против такой реформы. Логика обывателя ясна: если у меня отбирают, значит, я против. Но есть и более серьезные аргументы, не имеющие никакого отношения к тому, что волею судеб на территории Самарской области был построен ВАЗ, оказалось три нефтеперерабатывающих завода, предприятия нефтехимии, машиностроения и прочие определяющие благосостояние губернии и ее граждан. Во-первых, чиновникам правительства кажется, будто у нас в губернии ситуация благополучная, тогда как совсем недавно отсутствие средств на погашение долгов за электричество и коммунальные услуги стало предметом острых дискуссий между руководством областного фонда ОМС и депутатами губернской Думы, принимающими поправки в бюджет. Так что передавать деньги придется не от богатых бедным, а от тех, кто сводит концы с концами, тем, у кого это без посторонней помощи не выходит.

Во-вторых, реформа подразумевает качественное улучшение параметров работы системы, а начать решили опять с того, чтобы "отнять и поделить". Да, возможность добровольного выхода из системы ОМС и переход в коммерческую страховую компанию - это неплохо. Но пока позволить себе такой переход могут очень немногие, а кто может - тому и реформа ни к чему.

В-третьих, сейчас подавляющее большинство поликлиник и стационаров является госучреждениями. Михаил Дмитриев считает, что их перевод в ходе реформы в новую организационно-правовую форму - "специализированная медицинская некоммерческая организация" - улучшит качество медицинских услуг. Однако госучреждения еще могут "спрятаться за широкую спину властей", а вот став негосударственными, они обречены на то, что их имущество тут же арестуют за долги энергетики и коммунальщики.

Наконец, в-четвертых, "базовый перечень медицинских услуг не расширится", - заявил Дмитриев. А это значит, что реформа, даже при изначально благородных целях, обречена на неприятие широкими слоями населения.

Одним словом, селекторная пресс-конференция породила больше вопросов, чем ответов. Тема ее сложна и для специалистов, что уж говорить о тех, кому важно одно: чтобы хотя бы минимальный объем медицинских услуг оказывался качественно и вовремя. И не важно, откуда поступают на это средства: из Москвы или с твоего персонального счета в сберкассе за углом. Хочется надеяться, что именно интересы граждан, и в первую очередь социально слабо защищенных, станут главными при более детальной разработке реформы ОМС.  

Александр ИРДУЛЛИН, Самара. "Волжская коммуна", № 107 19.06.2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики