НА селекторной пресс-конференции, посвященной добровольному медицинскому страхованию, с самарскими журналистами беседовали первый заместитель министра экономического развития и торговли России Михаил ДМИТРИЕВ и президент ассоциации медицинских страховых компаний Самарской области Николай ПРОХОРЕНКО.
НЕОБХОДИМОСТЬ добровольного медицинского страхования (ДМС) вызвана тем, что наше бедное государство не в состоянии обеспечить отечественную медицину достаточными для плодотворной работы средствами. Но за десять с лишним лет приток средств в медицину по каналу ДМС не дал ожидаемых результатов даже в экономически благополучной Самаре.
Не раз М.Дмитриев подчеркивал, что Самара - один из лидеров в делах страховой медицины, что лечебные учреждения здесь финансируются и областным бюджетом. Действительно, в области сейчас действуют 22 страховые организации и 36 филиалов, имеющих лицензии на ДМС. И хотя в общем объеме средств доля ДМС увеличивается, но пока она не достигла и десяти процентов.
Характерный пример: областная больница имени Калинина имеет договоры ДМС с 48 страховыми компаниями, а средства, поступающие по этим договорам, составляют лишь полтора процента от общего объема финансов!
В общем, реформаторам стало ясно, что дальнейшее развитие ДМС немыслимо без средств, отчисляемых из федерального бюджета. А где их взять? У нашего правительства на подобные вопросы ответ один: увеличить налоги! По нашей области долю единого социального налога, отчисляемую в центр, планируется за четыре предстоящих года увеличить в девять раз, причем большая часть средств, как заявил М.Дмитриев, "будет направлена на поддержку нуждающихся регионов".
Закономерен был вопрос, заданный "Волжской коммуной":
- А не получится ли так, что в результате такого перераспределения медицинское обслуживание в Самарской области не улучшится, а ухудшится?
И хотя М.Дмитриев заверил журналистов, что дискриминации нашей области не будет, очевидно, что Самара отчислит в центр больше средств, чем получит по дотациям.
Успех ДМС в нашей области обеспечили такие киты самарского бизнеса, как "АвтоВАЗ", "Россия", "Самараэнерго", "Волготанкер". Что же касается граждан, то их финансовый вклад в ДМС близок к нулю.
В связи с этим и был задан вопрос нашей "Социальной газеты":
Предусмотрены ли в системе ДМС льготы для малоимущих слоев населения?
Ответ М.Дмитриева был неутешительным:
- Льготы для них предусмотрены в рамках обязательного медицинского страхования. В ДМС никаких льгот нет, в том числе для пенсионеров и инвалидов.
Выяснилось при этом, что услуги ДМС по карману лишь тем, кто зарабатывает примерно 13 тысяч рублей в месяц. Как видим, от этих услуг вынуждены будут отказаться не только малоимущие, но и люди среднего достатка.
Ну и какое нам до этого дело, спросят эти люди, страхование-то добровольное, нас оно не коснется, трудности лягут на плечи предприятий. Не совсем так! Ведь если предприятие, на котором вы работаете, увеличит выплаты по социальному налогу, у него будет меньше возможностей для увеличения зарплаты, а это, согласитесь, существенно при постоянной инфляции.
Для дальнейшего развития ДМС в Самарской области принято постановление губернатора, утвержден план мероприятий, создана рабочая группа, в которую вошли работники департамента здравоохранения, представители страховых медицинских компаний, руководители лечебно-профилактических учреждений. Работа идет полным ходом.
Но проблем впереди немало, и порождены они и несовершенством законодательной базы, и недостаточной информацией, и низкой страховой культурой населения. Но главное, как подчеркнул Николай Прохоренко, - трудностями финансового положения как предприятий, так и граждан. Да и будет ли конец этим трудностям, если наши реформаторы делают ставку не на рост производства, а на увеличение налогов? 
Александр ЭЙМАН, Самара. "Социальная газета", № 24, 14 июня 2003 г.

|