Вчера в Доме журналиста прошло селекторное совещание по вопросам внедрения добровольного медицинского страхования (ДМС), но обсуждалась в основном реформа медицинского страхования в целом. С журналистами общался первый заместитель министра экономического развития и торговли РФ Михаил Дмитриев.
Для справки: договор ДМС могут заключать как юридические, так и физические лица, на основании этого договора предоставляются и оплачиваются медицинские (и смежные с ними) услуги. Договор страхования заключается на один год, если его условиями не предусмотрены иные сроки.
Сегодня потребителями программ ДМС в основном являются предприятия и организации. Это связано с тем, что юридические лица имеют определенные льготы, поэтому активно развивается именно корпоративное страхование. У обычных людей (даже у инвалидов и пенсионеров) никаких льгот при заключении договора ДМС нет.
Михаил Дмитриев как федеральный чиновник видит ситуацию с медицинским страхованием в Самарской области следующим образом: "В подавляющем большинстве субъектов РФ система страховой медицины в отличие от вашей губернии не обеспечена средствами даже по самым минимальным требованиям. Те принципы, которые были заложены в систему обязательного медицинского страхования, на деле не срабатывают. Медицинские учреждения не были заинтересованы в притоке пациентов именно к ним, поскольку услуги врачей оплачивались лишь частично. Одна из главных задач реформы системы медицинского страхования - наполнить систему деньгами вне зависимости от того, бедный это регион или богатый". Для этого будет увеличена доля единого социального налога (ЕСН), которая централизуется в федеральном Фонде медицинского страхования. Если сейчас ЕСН составляет 3,6%, из них 0,2% отчисляется в федеральный центр, а остальное остается региону, то в ходе реформы доля, отчисляемая в Москву, будет расти и к 2007 году составит 1,8%, то есть половина всех отчислений будет "отправлена на поддержку нуждающихся регионов". По оценке президента Ассоциации самарских медицинских страховых компаний Николая Прохоренко, такая ситуация, конечно, не на руку регионам-донорам, поскольку часть денег уйдет на дотации другим территориям. Михаил Дмитриев всячески уверял самарских журналистов, что это неплохо, поскольку, если Самара вдруг в чем-то будет нуждаться, федеральный центр ее не оставит в беде. Но проблема в том, что наша область гораздо больше отчислит, чем получит в виде дотаций. В целом позиция Москвы понятна: все подобные реформы -это стремление административного центра к централизации, в том числе и финансовой.
Возможной альтернативой, по мнению московских чиновников, как раз и является переход из обязательного медицинского страхования в добровольное, тогда предприятие перестает отчислять ЕСН, физические же лица могут поменять вид медицинского страхования, только если их совокупный годовой доход превышает 150 тысяч рублей (иногда называется сумма в 200 тысяч рублей). Но механизмы такого перехода не отработаны, здесь больше вопросов, чем вразумительных ответов. Николай Прохоренко объясняет реформу следующим образом: "Это наша старая традиция: когда что-то работает плохо, у нас не думают, как отладить механизм, а изобретают новый. Но с чего это новое вдруг начнет сразу исправно работать?" 
Наталья КУРАКОВА, Самара. "Самарские известия", № 101. 6 июня 2003 г.

|