ДЕЛО ПИСАТЕЛЕЙ
Автор: Амиров Александр
Регион: Ижевск
Тема:  Проблемы образования
Дата: 31.07.2003

"Глубокоуважаемый Владимир Михайлович!" - так начинается письмо министру образования РФ Филиппову, опубликованное на минувшей неделе одним центральным изданием. Издание это, надо заметить, в Удмуртии распространяется совершенно незаметным тиражом. Из федеральных телеканалов на письмо отреагировал, пожалуй, только один, да и то не вполне адекватно. В телесюжете говорилось о том, что де несколько представителей творческой интеллигенции, таких как Андрей Вознесенский, Фазиль Искандер, Андрей Макаревич, написали г-ну Филиппову письмо, выражающее недовольство по поводу исключения из обязательной школьной программы известных писателей 20 века, таких как Платонов, Пастернак, Мандельштам, Ахматова. Дескать, забывает молодое поколение таких замечательных писателей - вот суть сюжета. Но, черт возьми, я читаю это письмо, врученное мне его непосредственными инициаторами. Оно совсем не о том. Не столько о преподавании литературы в школе, сколько о том, что молодежи перестают напоминать об ужасах тоталитаризма. "Колымские рассказы", "Котлован", "Доктор Живаго" - теперь они лишь "рекомендованы" к изучению. Понятно, что теперь их будут проходить как попало.

"Нас беспокоит опасное для формирования демократического и социально ответственного сознания новых поколений сползание к реставрации и консерватизму, - взывают подписавшиеся, - Удар по будущему наносится силами прошлого. Советский канон по-прежнему теснит обретенное нами за последнее десятилетие подлинное историческое знание о репрессивном тоталитарном режиме и его тяжких последствиях для народа, страны, культуры. Страна переживает ответственный исторический момент, и каждый делает свой выбор. Усилившееся давление на общество, средства массовой информации и бизнес имеет свои исторические аналогии, и чтобы сознательно оценить грозящие последствия, эту историю необходимо знать… Мы полагаем, что важнейшая роль школы - формирование свободолюбивой, критически мыслящей личности, любящей и знающей свою страну, а не "избранные места" из ее трудной истории. Исторически сложилось, что в России этой цели служит литература."

Понятно, что патриотическое воспитание (а напоминание о мрачных страницах истории это, безусловно, воспитание гражданского патриотизма) начинается со школы. И совершенно ясно, что школьник по причине своей лености не будет читать то, что необязательно. Тем же, кто говорит, что столь серьезные произведения нельзя читать в юном возрасте, остается лишь воскликнуть, а когда потом их читать?! Мы, я помню в школе это читали, и кое-что в обязательном порядке - благо демократия тогда уже пустила корни.

Мы живем, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлёвского горца.

Свежо, не правда ли? А вспомнят ли это наши дети или станут "идущими гуртом". "Затылок в затылок и чтоб ни камня на камне!!!" "Забвение опасно" - так кончается письмо. А казалось бы просто про литературу. Кстати, насчет ответа, г-на Филиппова, то он сказал, что пока писателей "Ахматова и Пастернака" не собираются возвращать из подсуконной ссылки.  

Александр АМИРОВ, Ижевск. "МК в Ижевске", 30.07.2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики