ПОЛИТИКА // СМИ. ОТНОШЕНИЕ К ПРЕССЕ - ЦЕНА ЗА СОУЧАСТИЕ
Автор: Петровская Людмила
Регион: Уфа
Тема:  СМИ
Дата: 31.07.2003

- Моя работа - работа городского сумасшедшего, - так говорит о себе Алексей Симонов. Отчасти он прав: 17 лет Алексей Кириллович защищает права журналистов. Сегодня он - президент Фонда защиты гласности. Во время нашей встречи в Клубе региональной журналистики "Из первых уст" мы разговаривали о положении наших родных российских СМИ.

- Странно: СМИ так и не вошли в сферу полноценных рыночных отношений считает Алексей Кириллович. В нашей стране зарегистрировано СМИ больше, чем в США и Европе вместе взятых, однако функционируют процентов 60, а на рыночной основе - единицы. И главным олигархом остается государство. Оно владеет всем спектром государственных телеканалов, в каждом регионе существуют губернаторские холдинги - необязательно формальные. Многие СМИ получают дотации, социальную поддержку, льготы - и становятся лояльными. Около пяти тысяч городских и районных газет вообще полностью находятся на казенном обеспечении.

Если еще до 1985 года доверие к прессе было высоким, то после выборов безвольного президента, к чему СМИ приложили максимум усилий, оно снизилось в разы.

На информационном рынке России существуют два клана государственных олигархов: местного мэра и его команды и Президента с компанией. И на страницах газет они дипломатично "мочат" друг друга. Появилась и третья сила - олигархи начали активно скупать прессу. В регионах стали появляться медиахолдинги, причем часто выполняющие политический заказ.

Часто прессу называют четвертой властью. И это неверно. Четвертая власть - это власть общественного мнения, а журналисты - всего лишь инструмент для его формирования. Зачастую публикуют то, что удобно и хочется, подменяя общественное мнение своим или мнением одного издания.

За 12 лет рыночных процессов корпоративность в журналисткой среде так и не создалась. Не выполняет своих функций Союз журналистов, не создана система. Возникают некоторые псевдозаменители типа "Медиасоюза" - но он не занимается защитой журналистов. И это странно - в Англии, например, создана комиссия прессы по жалобам на прессу. А у нас, например, спикер Миронов на всю страну заявляет, что "надо управлять информационными потоками". Что это, как не цензура?

Все вышеперечисленное выстраивается в один общий ряд - если объяснением всему станет взгляд на журналиста как исключенную из политической борьбы силу. Это тревожная ситуация. В каждой редакции должен быть выстроен равносторонний треугольник - владелец-менеджер-журналист, причем упрочен законодательно. А то бывает, как недавно в Магнитогорске - корреспондента судили "за клеветнические мысли". Сейчас журналисты бесправны, безголосы, у них нет тыла.

В Фонд защиты гласности обращаются из многих регионов, и мы всегда рады помочь. Хуже, когда не обращаются - из Чувашии, напраимер, за пять лет было всего одно обращение.

Сегодняшнее положение журналистов - это цена соучастия за долгие годы. И ситуация усугубляется.  

Людмила ПЕТРОВСКАЯ, Уфа. Электронная газета Республики Башкортостан "БАШвестЪ", 30 июля 2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики