Наталья Борисовна Иванова - человек, как говорится, среднего поколения. Того, чьи юные годы пришлись на советский период, молодость совпала со временем перемен, а сейчас есть возможность сравнивать - что же мы взяли оттуда и что привнесли нового. Уже много лет Наталья Иванова, по роду деятельности литературный критик, работает в журнале "Знамя", сейчас является первым заместителем редактора. Разговор с ней состоялся в Москве, в Клубе региональной журналистики "Из первых уст". И говорили мы о культурном пейзаже.
- Часто приходится слышать, что в России читать стали меньше, так как стало больше возможностей для разнообразного проведения досуга, для реализации себя. Но так ли это? Сегодня в России около 20 тысяч книжных издательств, печатная продукция отнюдь не относится к разряду дефицитных товаров. Но посмотрим на качество этой литературы. Очевидно, что в основе своей - это масскульт. Хорошо это или плохо? Это как посмотреть на стакан - он наполовину пуст или наполовину полон? Толстым журналам, которые несли на себе основную подлинно культурную нагрузку, пришлось вдвое тяжелее. Многие выжили только благодаря помощи Сороса. Однако сейчас по количеству издаваемых экземпляров мы отброшены на 100 лет назад.
Не менее важная сторона масскульта - телевидение. Что показательно - переключая каналы, целый день можно находиться на территории советской России. Ежедневно на экране советские киноленты, мультипликация, музыка - таким образом, культура того времени постоянно присутствует в сознании российского человека. Или хотя бы взять шоу-проекты - типа "Старые песни о главном". Задуманная как стебовая программа, где модные певцы в новой оранжировке исполняют знакомые и даже любимые песни многих поколений, проект втянул в себя многих представителей музыкальной и околомузыкальной элиты. Получилась этакая приятная игра с прошлым - однако в ней уже не было яда советской идеологии, былое время представлялось в розовом, чистом свете. На самом деле все не так безобидно. Обретя дистанцию с прошлым, мы стали заложниками старой эстетики. Причем под эстетическое обаяние - а надо признать, что энергетика тех лет была мощной - попадают и совсем молодые люди. В этом есть вина и творческой интеллигенции. Например, гимн страны заказывают тому же Михалкову - а по сути, изменилось лишь несколько слов.
Самое тревожное - что эстетика прошлого возвращается в школу. Посмотрите - еще 10 лет назад в программе по литературе были Замятин, Платонов, Мандельштам, сейчас их нет. Идет реабилитация режима - как реабилитация эстетическая. Дети изучают четвертый сон Веры Павловны, и ни-че-го из художественной литературы не узнают о трагической истории своей страны еще несколько десятилетий тому назад. А курс истории более чем скромен и лукав.
Или взять новую архитектуру хотя бы в Москве - это не что иное, как реплика на сталинский стиль. А ведь в культурной среде, заложенной сейчас, жить не только нам - еще многим поколениям. Или памятники - большинство из них несет идеологию, а не является украшением города. Из той же оперы наши награды - чуть модифицированные ордена Дружбы народов, Ленина, Октябрьской революции и проч. - просто взято из прошлого и пришито к настоящему. Идет навязывание эстетических тенденций, причем достаточно агрессивно.
В 90-е годы восполнение культурного голода шло фантастическими темпами - все десятилетиями лежавшее взаперти, вынималось из столов: проекты, картины, рукописи. А сейчас чувствуется откат назад. Теперь золотые запасники кончились, и мы смотрим - что же нового может предложить нам культура?
А она предлагает календарь - это очень важная для страны вещь: через призму праздников человек воспринимает идеологию. Предполагалось, что новый календарь - как новый паспорт страны, чистая страница. Но в нем мы опять видим 1 Мая, 8 Марта, 23 февраля, 7 ноября. День примирения и согласия - если вдуматься, смешно - о чем вообще речь? Но слова влияют на сознание больше, чем даты. Поэтому создается впечатление, что мы из советского пространства и не выходили. Или новые праздники: 12 июня - День России - вообще ни с каким событием не связан. А 21 августа - эпохальная для страны дата, почему-то никакого праздника не заслужил. Церковь отделена от государства. На на деле - всей страной (в которой добрая треть неправославных) отмечаем 7 января Рождество Христово. Причем праздновать начинаем вместе с католиками, с 24 декабря. Полная эклектика, и это то же самое явление, что в литературе, архитектуре, - полное месиво. Апофеоз безвкусицы - инаугурация Путина, замечательный спектакль, поставленный Никитой Михалковым. Вспомните обстановку в кабинете Президента - что это, как не реплики в Имперскую Россию?
А кто у нас властитель дум? Шоумены - затейники. Функция личности, которая может достойно прокомментировать явление, утрачена, и трудно консолидироваться, структурироваться вокруг псевдосимвола, псевдоавторитета. Посмотрите - проводятся конкурсы среди литераторов. Но большинству интересна на личность писателя, не его творчество, а премия в 25 тысяч рублей... Интеллигенция пытается протестовать - поэтому эпатаж и скандальность вокруг писателей и других деятелей искусства - нормальный способ борьбы за внимание читателей. Это мы уже проходили - вспомните желтую кофту Маяковского.
Через все названные символы и воспринимается наша действительность. И культурный пейзаж сегодняшнего дня получается искаженным отзеркаливанием советской эпохи. Чтобы создать собственное лицо своего времени, потребуется еще много лет. 
Людмила ПЕТРОВСКАЯ, Уфа. Электронная газета Республики Башкортостан "БАШвестЪ", 29 июля 2003 года.

|