На прошлой неделе в Кремле состоялась пресс- конференция, на которой присутствовало около 700 журналистов различных СМИ. Этой пишущей братии повезло больше, чем нам с вами - они имели возможность общаться с Президентом РФ В. Путиным и получать ответы на свои вопросы. Кстати, две трети из прозвучавших вопросов были заданы региональными журналистами, и интересовало их одно- внутреннее общероссийское реформирование и законодательство. Например, на вопрос о том, как Президент относится к реформе местного самоуправления, Владимир Владимирович подчеркнул, что связывает с ней большие надежды и придает этому особое внимание, хотя бы по одной простой причине- теперь у народа появятся люди, с которых конкретно можно будет спросить, почему в кране нет горячей воды, а батарея совсем не греет. Спросить и призвать к ответу. Такие дополнения в структуре государственной власти ожидают всю страну, без исключения, а нас, жителей Башкортостана, это коснулось в первую очередь. На пороге перемен мы оказались еще в марте, когда шли на выборы органов местного самоуправления. (Кстати, если вам будет интересно - многие положения федерального законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления» похожи на принципы организации работы муниципальных образований нашей республике (примечание авт.)
14 мая 2003 года Министерство юстиции РБ зарегистрировало Уставы Муниципальных образований Девонского и Нарышевского. Именно с этого момента органы местного самоуправления официально должны приступить к своим обязанностям, но тут как раз, на мой взгляд, и начнется знаменитая песня юродивого «Подайте копеечку», но об этом чуть ниже, а пока хотелось бы отметить, что, к сожалению, многие граждане не совсем верно представляют ту сферу деятельности, которой должны и имеют возможность заниматься депутаты. Для нас депутат- это некий «божок», способный избавить нас от соседа наркомана, обязанный заменить старые трубы новыми, асфальтирующий площадку около подъезда и прочее. Сейчас я понимаю, почему так думает большая часть избирателей, а происходит это из-за того, что основная доля нашего населения либо политически не образована, либо по своим внутренним убеждениям безразлична к тому, что происходит в нашей общественной, государственной сфере. Но позвольте заметить, что позиция «моя хата с краю» безвозвратно устарела, стала ущербной и больше не срабатывает, потому что многое на временном отрезке «здесь и сейчас» зависит от нас самих.
Для меня осмысление реформы местного самоуправления состоялось благодаря встрече с лектором Клуба региональной журналистики «Из первых уст», Президентом фонда «Институт экономики города» Косаревой Надеждой Борисовной, которая принимала участие в рабочей группе по рассмотрению шести тысяч поправок этого законопроекта. По сообщению Надежды Борисовны, главным ориентиром закона о местном самоуправлении выступает Конституция РФ, и с точки зрения местного самоуправления , она идет впереди всей планеты, даже впереди европейской хартии по местному самоуправлению. Поскольку те принципы, которые заложены в конституции, формируют институт местного самоуправления как базовый институт демократии и общественной самоорганизации на местах. Почему можно сделать такой вывод, что местное самоуправление, в первую очередь рассматривается, как институт гражданского общества? Потому что по конституционной норме, органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, а это означает, что у них форма и принципы самоорганизации должны быть иными, построенными на праве выбора самостоятельно определять населению структуру органов, формирование бюджета, управление муниципальной собственностью. Эта концепция местного самоуправления отличается от той, принятой в 1995 году «О местном самоуправлении» тем, что она берет свое начало в идеях единства - на каждом квадратном сантиметре нашей Родины должна действовать единая система местного самоуправления, в обязательном порядке. Вот тогда придет конец тому бардаку, который происходит на местах. А что от этого можем иметь мы, простые граждане своей республики? Какие перспективы развития экономики, социальной сферы нашего города выстраиваются в связи с появлением таких муниципальных образований? Ведь все выше сказанное - это идейные соображения реформы, а ее реальное действие, с моей точки зрения, мы ощутим только с момента утверждения бюджета муниципальных образований города, от того, кому из депутатов удастся «выдернуть» часть денег на детские площадки, на ремонт котельной и т.п. Тут остро встает вопрос распределения бюджета, который еще нужно заработать. По Уставу, ст.12, п.1, доходы бюджета муниципалитета состоят из местных налогов, сборов и штрафов, средств, полученных от приватизации и реализации муниципальной собственности, части прибыли муниципальных унитарных предприятий и ряда других пунктов. В общем- то, сумма должна получиться «кругленькой», правда, зависимой от одного важного условия - экономического роста этих самых пунктов. Тут впору вспомнить ту грандиозную задачу, которую перед нами поставил Президент В.Путин - удвоение ВВП до 2010 года. Решение этой задачи макроэкономистам представляется в эффективно развитой инфраструктуре на местном уровне, которую они видят в стабильности подачи газа, тепла, работы социальной сферы, привлеченности иностранных инвесторов и прочего. А что же представляется Муниципальным образованиям города? Господа, депутаты, засучите рукава, я приглашаю вас к диалогу! 
Алеся КАРМАЛИНСКАЯ, г. Октябрьский (Р. Башкортостан)
"Городские Вести", 3 июля 2003 года

|
|