Мнение
Государственная Дума совершает российскую бархатную революцию Несколько дней назад капиталистическая революция в России вступила в завершающую фазу. Подтверждение тому - огромный букет судьбоносных законопроектов, галопом пронесшийся сквозь думские чтения.
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ У НАС НЕТ?
Российская ассоциация налогоплательщиков и Федерация Интернет-образования провели любопытнейшую акцию всероссийского масштаба. Для журналистов из тридцати регионов страны, пишущих на экономические темы, был организован семинар, главная цель которого -донести информацию и мнение экономистов высшего ранга непосредственно до периферии. Минуя центральные СМИ. Среди немногочисленной делегации Урала оказался и представитель <Уральского рабочего>.
Семинар проходил как раз в те дни, когда Государственная Дума бурлила над проектами новой редакции Налогового кодекса. Соответственно и главным вопросом, вынесенным на суд пишущей и снимающей братии, стала налоговая реформа. Разговор о ее сути и перспективах на журналистском саммите длился трое суток, прекращаясь лишь на непродолжительное время для сна. Итогом же стало осознание необходимости перемен. Желательно - к лучшему...
Выступивший перед журналистами председатель налогового подкомитета Госдумы Владимир Дубов сообщил, что, по его мнению, реформировать налоговую систему России сегодня невозможно из-за фактического отсутствия таковой. По его словам, не было ее и в Советском Союзе, в котором себестоимость сбора налогов равнялась сумме собранных платежей. Постсоветская Россия получила набор случайных налоговых законов, которые не только не дали понятия, какими должны быть налоги в принципе, но и
сделали невозможным любой реальный бизнес. С 1992 по 1997 год вся страна ходила по замкнутому кругу. Предприятия все больше прятались в тень, а государство вводило все новые налоги.
Когда в первой половине 1997 года в силу вступила первая часть Налогового кодекса, ситуация стала несколько меняться. Хотя сами налоги (и их размеры) в то время не претерпели изменений, но были обозначены правила игры, то есть достаточно четко прописаны полномочия налоговых органов и налогоплательщиков. Любопытно, что, несмотря на ограничение прав <мытарей>, собираемость налогов после введения первой части кодекса возросла.
Нынешний год показал, что снижение налоговых ставок - при должном подходе - тоже может и должно привести к увеличению бюджетных поступлений. Даже в Министерстве финансов признают, что налоговое бремя надо снижать... но не сейчас. Впрочем, нерешительность Минфина можно понять. Ведь у него главная задача - не рост экономики, а формирование бюджета. И к мнению Минфина в вопросах налоговой реформы следует прислушиваться так же, как к мнению мясника о проблемах всего животноводства. Ведь у него свои цели, не всегда совпадающие с общей идеей.
Итак, в нынешнем году россияне уже в полную силу смогли почувствовать на себе два новых (точнее, обновленных) налога. Во-первых, снизилась ставка подоходного налога, а во-вторых, введен единый социальный налог, заменивший собой платежи в четыре внебюджетные фонда (соцстрах, медстрах, фонд занятости и пенсионный). Этот налог <четыре в одном> упростил общение налогоплательщика с фискальными органами. Теперь не надо бегать по пяти разным конторам, достаточно прийти в налоговую инспекцию. Кроме того, соцналог предусматривает снижение ставки для предприятий, легально выплачивающих своим работникам высокую (свыше 100 тыс. рублей в год) зарплату.
Правительство и упомянутые внебюджетные фонды пугали нас, что подобные нововведения обернутся потерей 25 млрд. рублей для бюджета и фондов. Однако уже второй квартал нынешнего года показал, что доходы по социальному налогу при новых правилах игры увеличились почти на треть. Похожая картина наблюдается и в зоне действия подоходного налога, ставки упали - поступления возросли.
Владимир Дубов рассказал о некоторых секретах <кухни>, на которой <выпекается> налоговая реформа. Вот например, как депутаты Госдумы сочинили новую ставку подоходного налога. Они исходили из того, что реально собираемая его величина составляла 12,6 процента от официального
заработка россиянина (реальные заработки, разумеется, потерялись в тени). Поэтому законодатели выкинули белый флаг, признали, что сладить силой с налогоплательщиками они не могут, и согласились использовать размер реально собираемого подоходного налога в качестве базы для официальной ставки. С начала нынешнего года в России действует новая ставка подоходного налога в размере 13 процентов. По сравнению с прошлым годом размер ее весьма снизился, но легализация доходов граждан вполне это компенсировала. Доходы казны не уменьшились.
КОГДА ЗОЛОТЫЕ УНИТАЗЫ - ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Следующим этапом отпускания налоговых вожжей стала 25-я статья Налогового кодекса, в которой речь идет о налоге на прибыль. Любопытна предыстория возникновения новой редакции этой статьи. Первоначально еще в сентябре прошлого года правительство предложило переименовать этот вид платежа в <налог на доход>. Те, кто не до конца забыл постулаты политэкономии, сразу сообразят, в чем принципиальное отличие формулировок <на прибыль> и <на доход>. В первом случае налогом облагается только чистый навар предприятия. Во втором же (т.е. предложенном правительством) придется платить казне и за деньги, вложенные в производство. Такая форма налога отбросила бы нашу страну по инвестиционной привлекательности лет на десять назад. По-видимому, так или примерно так рассуждало подавляющее большинство думских мыслителей, и поэтому официальное одобрение получила достаточно либеральная версия законопроекта. - Мы приняли закон, за который не стыдно, - так в разговоре с журналистами-региональщиками прокомментировал итоги думского заседания Владимир Дубов. В новом варианте из налогооблагаемой базы исключаются все производственные расходы. Причем не существует даже жесткого перечня этих расходов. Если предприятие-налогоплательщик сможет доказать, что для повышения производительности труда ему необходимы золотые унитазы, то средства на их покупку тоже будут включены в производственные расходы. Вот это, а также снижение ставки налога на прибыль (с 35 до 24 процентов) позволит предприятиям выйти из тени и построить нормальные отношения с налоговыми органами. Как сказал заместитель министра экономического развития и торговли РФ Аркадий Дворкович: - Мы уверены, что доходы бюджета, несмотря на новые налоговые законы, не уменьшатся. Эта уверенность основана на изменившемся поведении предприятий. Они становятся открытыми, пытаются реструктурировать задолженность, выйти на <ноль> по отношению с государством... В этом нет ничего удивительного. Как ни странно, не платить налоги - достаточно тяжелая и малоприятная работа. Плюс к тому – постоянный стресс от ожидания визита налоговой полиции. В цивилизованных
государствах все аккуратно (более менее) платят налоги не потому, что граждане сделаны из другого теста, нежели россияне, а потому, что там выгоднее налоги платить. Двойная бухгалтерия и нервы ведь тоже чего-то стоят.
ИНАЧЕ РОССИИ НЕ ВЫЖИТЬ
Кстати, любопытную версию происходящего в России выдвинул директор рабочего центра экономических реформ при правительстве РФ Владимир Мау, также участвовавший в московском семинаре для журналистов. По мнению Владимира Александровича, в России вовсе не существует какой-то особой историко-культурно-территориальной специфики, объясняющей постперестроечный развал экономики и замедленные темпы развития во второй половине ХХ века.
- Конечно, все это можно объяснить некой особой ментальностью и огромными просторами страны, - сказал г-н Мау. - Но если проанализировать мировую историю, то выяснится, что через аналогичные этапы проходили практически все государства. Особенность сегодняшней России только в том, что здесь в одной пространственной и временной точке переплелись три процесса: во-первых, кризис коммунизма, подстегнутый индустриальным кризисом и переходом всего человечества в постиндустриальную эпоху; во-вторых, проблемы макроэкономики; и в третьих, революция, происходящая в России в настоящее время.
Ничем иным, кроме как революцией, назвать то, что сегодня творится у нас в стране, нельзя. И особенно революционные процессы активизировались в последние дни.
- А иначе России просто не выжить, - считает Владимир Дубов. – Если сегодня не построить законодательство, стимулирующее экономическое развитие, то завтра Россия перестанет существовать. У нас объем ВВП составляет всего 2 тыс. долларов год на человека (в Китае, например, втрое больше). В современном мире экономика с такой эффективностью, как нынешняя российская, просто не может существовать...
Снижение налогового бремени - непременное условие подъема деловой активности предприятий. Изменения, внесенные (и вносимые) в законы об НДС, подоходном, едином социальном налогах и налоге на прибыль, уже совершили по сути революционный переворот в отношении государства к субъектам экономической деятельности. На очереди - либерализация еще нескольких налоговых статей.
В частности, планируется основательно подчистить список пошлин и сборов, взимаемых федеральными органами. Сегодня этот список занимает более 20 страниц. Весьма перегруженная и неотрегулированная система позволяет чиновникам ловить рыбку в мутной воде. Практически каждая контора считает своим долгом требовать плату за каждый свой чих, что опять же делает легальность бизнеса весьма проблематичной.
Как сообщил депутат Госдумы Владимир Дубов, парламентарии намерены принять на законодательном уровне ограниченный список пошлин и сборов, с тем чтобы никакие местные и федеральные власти не могли его дополнять по своему усмотрению.
Еще один важный вопрос, стоящий на повестке дня, - модернизация налога на добычу полезных ископаемых. Наиболее серьезно его новая версия затронет нефтедобывающие регионы. Сегодня они оставляют себе половину доходов от добычи нефти. Но в дальнейшем эта величина сократится до 20-30 процентов. Как признался Владимир Дубов, цель нового закона <на недра> - <ограбить> местные бюджеты нефтяных областей. Нефть – достояние всей страны, а не отдельно взятой Тюмени или Сургута. И то, что социальные расходы на одного человека в Ханты-Мансийском округе в 30 раз превышают аналогичный показатель в Ивановской области, является откровенной несправедливостью. Более того, столь разные перепады даже могут стать угрозой для целостности государства. Так что изменения, вносимые в налог на добычу полезных ископаемых, носят не столько экономический, сколько политический характер.
Конечно, одними лишь налоговыми реформами нынешняя капиталистическая революция не ограничится. Предстоит еще реформировать естественные монополии, финансовые рынки, социальную сферу и многое другое. Впрочем, работа по всем этим направлениям уже начата и через год-два мы получим новую Россию. 
Губанов Андрей, "Уральский рабочий" от 25.07.2001

|