Не секрет, что Россия занимает одно из последних мест в Европе по числу новых фирм, создаваемых частным сектором. Одна из причин - административные барьеры, которые непреодолимой преградой лежат на пути бизнеса. Таких примеров, когда то или иное дело упирается в глухую стену и начинает пробуксовывать из-за неэффективности государственного управления, немало.
В принципе, ничего удивительного в этом нет. Изменений за последнее десятилетие в стране произошло немало. Но они никак не затронули систему государственной службы. Внутри самой исполнительной власти жизнь течет так, как она текла еще в советские времена.
Любой специалист в области экономики подтвердит, что между показателями эффективности работы правительства и уровнем богатства страны существует зависимость. Чем лучше работает правительство, тем богаче государство. Аналитики не раз обращали внимание на то, что среди стран, с которыми Россия может быть сопоставима по уровню богатств, по качеству управления мы заметно уступаем. То же самое касается соблюдения законов. Все, кто богаче нас, имеют более законопослушное общество.
Вывод напрашивается сам собой. Если наше государство останется таким, какое оно есть сейчас, шансов добиться экономического роста у нас нет. И история - отсутствием подобных примеров - это подтверждает.
По мнению заместителя министра финансов Михаила Дмитриева, в России наконец-то началась работа по комплексному реформированию всей системы государственного устройства. Это задача не на один год. Ее придется решать долго и всерьез.
Административная реформа должна в корне изменить взаимоотношения между чиновником и гражданином. Сегодня, к сожалению, статус чиновника дает ему право относиться к гражданину не как к равноправному партнеру, а как к подчиненному.
Как же должна измениться деятельность чиновника? Авторы реформы считают, чего можно разработать такие правила игры, которые будут соответствовать нормам демократического общества, нормам рыночной экономики. Во-первых, необходимо в корне изменить кадровую политику. Реформа предполагает прием на государственную службу проводить на открытых конкурсах. Это позволит избавиться от протекций, в результате которых на работу принимаются люди не по профессиональным качествам, а совсем по другим причинам - по хорошему знакомству-соседству или по родству.
Отойти от этой порочной практики не так уж трудно, но только при условии, что любые назначения будут проводиться открыто и на конкурсной основе. Если заблаговременно будут даваться объявления в СМИ. Если будут созданы равные условия для всех участников конкурса. А, чтобы конкурсное решения были объективными, предлагается впервые в российской практике формировать конкурсные комиссии не только из чиновников, но и из представителей гражданского общества. Их участие в работе конкурсных комиссий затруднит протаскивание "своих людей". Это, конечно, не значит, что не будет никакого исключения. Узкий круг должностных лиц, например, министры, первые лица регионов, сами будут определять своих заместителей. В рамках кадровой политики предлагается по-новому финансировать государственные органы. Не секрет, что руководитель заинтересован в раздувании штатов. Так он сможет получить дополнительные бюджетные средства. Если органу власти не хватало денежных ресурсов дол исполнения своих функций, ничего другого до недавнего времени не оставалось, как увеличивать число чиновников. За примером далеко ходить не надо - количество чиновников в нашей стране активно растет, и это притом, что численность населения сокращается. И положение это не меняется десятилетиями.
Поэтому перед нами стоит задача - неважно, сколько чиновников работает в органе власти, важно, какие функции, какой объем работ необходимо выполнить, каких результатов следует добиться. Теперь речь не будет идти о планировании штатных единиц. Если руководитель сможет повысить производительность труда за счет приобретения компьютера и сократить численность чиновников, ради бога.
Изменения вносятся и в оплату труда. Сегодня фиксированная составляющая оплаты труда, которая гарантирует чиновнику, что называется, бездумную жизнь, составляет примерно 80%. Согласно реформе, доля этой составляющей должна существенно снизиться. Зато в зарплате значительно возрастет так называемая переменная часть. Та часть, которая зависит от результатов работы чиновника. Так что теперь в некоторых случаях до 70% общего заработка будет формироваться по результатам деятельности.
Новые требования найдут отражение в служебных контрактах. В масштабах всей государственной администрации это будет означать постепенный переход к так называемому бюджетированию по результатам. Когда бюджет государственного органа формируется не в зависимости от численности чиновников, а в зависимости от объема работ, перечня функций и реальной их трудоемкости, а также от того, каких результатов добивается этот государственный орган в своей деятельности.
Одной из ключевых проблем в административной реформе является антикоррупционная политика. Здесь речь идет о том, как на деле, а не на словах научиться предотвращать взятки. Один из способов - дебюрократизация. Авторы реформы считают, что, прежде чем наделять чиновника или орган власти какими-либо полномочиями, надо разобраться, действительно ли без этого невозможно обойтись. Самым действенным лекарством от коррупции может стать лишение чиновника прав принимать решение тогда, когда эти решения могут быть приняты без его участия. Избыточные права государственных органов как раз и создают почву для коррупции. По крайней мере в экономике. Конечно, государство по-прежнему будет играть значимую роль в экономической жизни страны. Но там, где эти полномочия остаются, должны создаваться условия для предотвращения и профилактики коррупции.
Еще один способ - полная информированность населения о всех принимаемых решениях. Если граждане будут иметь исчерпывающую информацию о мотивах принятия такого решения, то утаить факты необоснованных решений и злоупотреблений гораздо сложнее.
Как, будут вводиться эти нормы в законодательство? В рамках реформы готовится закон "О государственной гражданской службе", который уже сегодня насчитывает более 100 страниц. В нем прописан весь комплекс норм, который и будет обязан соблюдать чиновник. 
Светлана ГРИГОРЕНКО, Томск. "Томский вестник", № 115, 3 июня 2003 года.

|