ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. ДОХОДНАЯ БЕДНОСТЬ
Автор: Наваева Ольга
Регион: Кемерово
Тема:  Социологические исследования
Дата: 06.08.2003

Кузбасс вступил в полосу выборов. В апреле будем избирать облсовет и глав ряда городов и районов. Зимой - Госдуму, в следующем году - президента России. Схватка за электорат обещает быть острой. И одним из главных козырей практически всех партий и политических персон будет обещание беспощадной борьбы с бедностью. К программам избиратель в своем подавляющем большинстве равнодушен. Для себя он давно определил им цену - крайне невысокую. В стране, где, как показал опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения, лишь 27 процентов населения считает, что Госдума играет большую роль в Российской Федерации, и 20 процентов признаёт значимой для общества деятельность политических партий, программные заявления воспринимаются не более, чем агитка на период избирательных кампаний.

Но электорат не без слабости. По-детски простодушно он всё еще ждет своих героев, которые избавят Россию от бедности, подарят народу выстраданное государство социального благоденствия.

Оно и понятно: по данным Госкомстата, в 2001 году 27,6 процента населения страны находились за чертой бедности. А Минтруда в аналитической записке "Политика доходов населения. Меры по повышению доходов, совершенствованию оплаты труда и сокращению бедности" в октябре 2001 года к беднякам отнес 32,6 процента населения - 47,2 миллиона человек. В 2002 году ситуация радикально не изменилась. В феврале этого года на заседании правительства министр труда Починок говорил о 34 миллионах россиян, чьи доходы ниже прожиточного минимума. Когда каждый третий-четвертый избиратель прозябает в бедности, взбодрить его можно только обещанием в ближайшее время вывести из нужды.

Не сказать, что политики и государственные мужи не пытаются помочь социально неблагополучным согражданам. Кто-то подсчитал, что в стране в ходу около 200 видов льгот - федеральных, отраслевых, региональных и прочих. При желании "льготником" может стать практически каждый. Но отчего бедность как явление не только не исчезает, но и не сдает своих позиций?

Лилия Овчарова, директор научных программ Независимого института социальной политики, выступившая в "Клубе региональной журналистики" в конце февраля, пришла к парадоксальному выводу: в России, чем больше льгот, тем выгоднее ... богатым.

Сегодня у нас сложилось чудовищное расслоение на "новых русских" и "новых бедных". Средний душевой доход пятнадцати процентов богатых в 8 раз выше, чем у 85 процентов остальных россиян. При этом данные 15 процентов граждан имеют 57 процентов всех денежных доходов, обладают 92 процентами доходов от собственности, 85 процентами сбережений. (А.Прохоров, кандидат экономических наук. Журнал "ЭКО" №2 за 2003 год). В свою очередь, доходы почти 10 процентов населения России недостаточны даже для оплаты минимального набора продуктов.

При этом, по данным Независимого института социальной политики, на 10 процентов бедных приходится 2,6 процента от общего числа льгот. На 10 процентов богатых - 31,8 процента. Кто, например, сегодня реально может получить бесплатное жилье, да еще привилегированное? Депутаты Госдумы. Чиновники высокого ранга. И так далее. Кто имеет транспортные льготы? Неплохо оплачиваемые сотрудники МПС, включая все его службы в виде собственных рекламных агентств, детсадов, поликлиник... Это более 1 млн. человек по стране. И все они пользуются 50-процентной льготой на проезд. Самая дорогостоящая "бесплатная" медицина обслуживает элиту страны. Загадочность нашей социальной политики, по словам Овчаровой, как раз в том, что она являет собой перераспределение в пользу богатых. Хотя в рамках рыночной экономики должно быть наоборот. Это зарплата должна работать на неравенство, а социальная политика - на выравнивание доходов.

Во всем мире льготы придумали для бедных. И только в СССР они были для того, чтобы обеспечивать неравенство. Система льгот работала на "заслуженных". Таковой она сохранилась и в нынешней России. Оттого, по образному выражению Лилии Овчаровой, наша социальная политика - это поезд, который мчится по рельсам, которые расходятся. С одной стороны, надо помогать бедным. И, вроде бы, приоритетом социальной политики являются бедные, так, по крайней мере, заявлено в программе стратегического развития. С другой стороны, есть очень дорогостоящая программа льгот, которая тянет сторону богатых. Понятно, что в таком состоянии поезд сходит с рельсов.

По существу, от власти и политиков, рвущихся к ней, требуется не популистская "борьба с бедностью", а суровый прагматизм, чтобы ответить на вопрос: что такое бедность и как помочь бедняку? Все.

Есть мировая практика определения бедности. 2 доллара в день - это абсолютная черта бедности для не очень развитых стран с холодным климатом, в том числе - и для России. Но если посмотреть официальные данные, то в 1999 году правительство признало бедными 30 процентов населения, а доходы ниже 2 долларов в день имели 7 процентов россиян. То есть наша национальная черта бедности гораздо более щедрая, чем международная. И страдают от этого бедняки. Чем больше людей числится в страждущих, тем меньше реальной поддержки получает каждый из них.

Между тем, по расчетам Независимого института социальной политики, сегодня средний россиянин через общественные фонды потребления ежемесячно получает около 500 рублей. Если эту скрытую часть дохода распределить между всеми равномерно, то граждан, которые имеют 2,15 доллара в день, набирается около 15 процентов. По мнению Овчаровой, это и есть те масштабы бедности, с которыми надо работать, говоря о программах адресной социальной помощи.

Но эта работа не из тех, что приносит политические дивиденды. Поэтому очередные выборы вновь пойдут под лозунгами борьбы с бедностью и построения общества социального благоденствия. На радость электорату.  

Ольга НАВАЕВА, Кемерово. "Край", № 12, 21 марта 2003 года.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики