АНДРЕЙ ШАРОНОВ: "АЛЬТЕРНАТИВА БАРРЕЛЮ - КОМПЬЮТЕР"
Автор: Шаркова Елена
Регион: Волгоград
Тема:  Реформа государственной службы
Дата: 07.08.2003

Коллега Аркадия Дворковича - замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов посвятил "семинаристов" не только в тонкости регулирования государственных закупок, но и в то, каким может быть будущее страны, если мы не будем "упираться" в сырьевые отрасли.

Такое вот светлое будущее способна, по мнению Шаронова, построить федеральная целевая программа "Электронная Россия", разработанная в 2001 году. Она направлена на повышение эффективности государственного сектора с помощью средств ИКТ - информационно-коммуникационных технологий. Это весьма технологичное отношение к государству и положено в основу ФЦП: государство должно стать более эффективным поставщиком услуг обществу и бизнесу, за что те платят налоги. Точка зрения правительства состоит в том, что перспективы России надо искать не в промышленной политике, а в новой экономике, основанной на знаниях. Пока она выглядит как экзотика, как некий обслуживающий сектор по отношению к традиционным гигантам индустрии. На самом деле это реальная альтернатива нефтяному баррелю, то есть сырьевому прошлому, будущему и настоящему страны.

Ещё одна серьёзная новация: граждане должны получать через ИКТ не только информацию, но и услуги. Мало просто знать, что такое, например, министерство, чем оно занимается и какие люди им руководят. Надо получать от них конкретную помощь - например, при заполнении декларации, что мы можем сделать не отходя от рабочего или домашнего компьютера. Мы можем получать и другие сервисы, связанные с предоставлением информации, подтверждением статуса, наших прав на те или иные услуги. Это следующий шаг в рамках одной из подпрограмм, названной "Электронное правительство". Ну и, конечно, обучение людей посредством ИКТ.

Сейчас страна находится на первом этапе ФЦП, а это означает, что нужны анализ и инвентаризация. Весь прошлый год мы пытались понять, что мы из себя представляем и где находимся. Результаты не впечатляют: политика разрозненна, каждый ведет какие-то свои программы, не скоординированные с другими ведомствами. 95% всех информационных ресурсов, создающихся за счёт бюджетных средств, недоступны не только гражданам и бизнесу. Они недоступны даже соседнему министерству!.. У нас недостает вычислительной техники и сетей, по которым можно попасть в Интернет, получив доступ ко всей мировой базе данных. Необходимо создавать так называемые общественные пункты доступа на почте, в библиотеках, образовательных учреждениях - они есть в любом населённом пункте. Дальше - электронные административные регламенты, объединённые государственные информационные ресурсы, порталы и так далее.

К сожалению, действующее законодательство недружественно для развития перечисленных направлений и с точки зрения развития бизнеса, и с точки зрения его применения во взаимоотношениях государства, общества и бизнеса. Что касается эффективности госрасходов, то анализ показал, что деньги государственными заказчиками тратятся весьма неразумно с точки зрения структуры расходов: почти три четверти средств уходит на "железо", тут же превращающееся в пыльную мебель, поскольку на обучение компьютерным навыкам тратится всего 1,8%. Нет людей, которые в состоянии пользоваться этой техникой. Нет сетей, которые связывали бы компьютеры в сеть, превращали бы в более серьёзное средство информирования, нет специализированного программного обеспечения, которое давало бы дополнительные сервисы. "Электронная Россия" предлагает сократить все эти бестолковые расходы. Мы рассматриваем эту программу как важный технологический инструмент реформ, находящихся в разной стадии реализации. Ведь очень часто люди не получают того, на что они имеют полное право, просто в результате потери части информации. Например, реформа образования, единый госэкзамен и дистанционное образование должны опираться на нормальную инфраструктуру доступа, на открытые базы данных - это онлайновые услуги населению и принцип "одного окна". Наши приоритеты на ближайшие годы: электронное правительство, подготовка кадров, публичные и электронные ресурсы и развитие инфраструктуры доступа. В развитии инфраструктуры доступа речь идёт о "последней миле", том проводе, который подключит населённый пункт или даже отдельный дом к магистральной сети, через которую можно будет выходить в Интернет, то есть стать пользователем всех этих услуг. Публичные электронные ресурсы - это объединённые государственно-информационные ресурсы, электронно-административные регламенты. О подготовке кадров - как пользователей, так и системщиков - мы уже говорили. Электронное правительство - это информация о правительстве и услуги, которые оно оказывает бизнесу и гражданам. Публичные электронные ресурсы - это библиотеки, образовательные порталы, справочные поисковые системы, в том числе центры научной информации.

На сегодня всего 10% населения в России имеет доступ в Интернет. Существует некая критическая цифра, по достижении которой процессы начинают спонтанно самовоспроизводиться: для нас это 18%. Для того чтобы приблизиться к этой цифре, темп подключения должен быть не менее 20 тысяч точек в год в целом по России. За прошедший год было открыто чуть более 1000 пунктов общественного доступа. Если говорить о деньгах, то в прошлом году было израсходовано 600 миллионов рублей, а в этом году мы планируем почти полтора миллиарда рублей. Причём львиная доля этих средств будет расходоваться на коммуникации. Со следующего года мы планируем поддерживать расходы на уровне 6-8 миллиардов рублей в год, а полностью ФЦП "Электронная Россия" должна быть реализована в 2010 году.

Выслушав заместителя министра и представив себе радужную перспективу компьютеризации "всея Руси", участники семинара стали задавать Шаронову совершенно практические вопросы. Некоторые из них были напрямую связаны с проблемой Волгоградской области, где планируется ввести повременную систему оплаты телефонной связи.

ВОПРОС:

- В нашем регионе введена повременная оплата телефонной связи. Одновременно провайдером Интернет-услуг является телефонная станция, которая наложила запрет на выдачу выделенных линий для других. То есть все четыре названных вами приоритета просто невозможно развивать в этой ситуации. Беспроводной Интернет пока очень дорог. Как же создавать единое информационное пространство, когда есть такие вот "островки безопасности от Интернета"?

ШАРОНОВ:

- Что касается повременного тарифа, то это наше будущее. Просто мы смотрим на эту ситуацию как на одноканальную: если повремёнка, все будет дороже. Я должен сказать, что абонентская плата предполагает некое усреднение, так что это совершенно нормально. Другое дело, что мы должны понимать экономику телефонного провайдера, чтобы ему не переплачивать. Что же касается выхода в Интернет, то это вопрос масштаба. Сейчас у нас тарифы мобильной связи приближаются к тарифам проводной.

ВОПРОС:

- Судя по вашему ответу на предыдущий вопрос, при предстоящем внесении поправок в "Закон о связи" правительство будет занимать позицию исключительно повременной оплаты или предоставит право выбирать систему оплаты самому абоненту?

ШАРОНОВ:

- Не могу сказать, что в правительстве есть консолидированная позиция по тому, какая форма оплаты должна применяться. Хотя, с другой стороны, я не уверен, что это такой сложный вопрос, то есть как договоримся с Госдумой. Наверное, с одной стороны, мы должны иметь в виду экономическую состоятельность и благополучие провайдера этих услуг, чтобы всё-таки тариф был так устроен, что бы покрывать издержки. С другой стороны, мы должны эту ситуацию стимулировать. Поэтому повторюсь: пока нет единой позиции в правительстве. Наверно, надо принимать и те, и иные аргументы.

ВОПРОС:

- Придём ли мы к безбумажному оформлению сделок с не движимостью или каких-либо иных?

ШАРОНОВ:

- Пока не рискну ответить. Всё-таки даже в самых развитых странах многие вещи дублируются на бумаге, что связано и с психологической проблемой недоверия к электронным документам. Это связано и с проблемой защищённости, потому что, к сожалению, электронный мир подвержен нападению вирусов, что приводит к миллиардным потерям. Третья проблема, которую мы пока не решили, - авторизация, то есть подтверждение того, что это именно я подписал данный электронный документ.

ВОПРОС:

- Вы говорите, что сделали ставку на пункты доступа - государственные учреждения. Посмотрим и сравним развитие Интернета и сотовой телефонии. Сотовым сетям пришлось начинать в худших условиях, потому что они создавали сети с нуля. А Интернет - это, по сути, государственная система, предполагающая активный поиск информации.

ШАРОНОВ:

- Я могу только согласиться с тем, что зачастую частные предприятия и частная инициатива оказываются эффективнее государственной. И слава Богу! В данной ситуации государство выступает с идеей создания пунктов общественного доступа, что бы компенсировать отсутствие частной инициативы. При создании пунктов общественного доступа решается не только проблема оконечного доступа терминала, но и проблема "последней мили", когда этот терминал имеет возможность выйти в сеть. Вот этого за государство никто не сделает. Поэтому ещё раз говорю, что львиная доля денег идёт на коммуникации, на прокладывание оптоволоконных кабелей и так далее.

Что ж, остается надеяться, что государственные интересы наконец совпадут с чаяниями простых граждан и даже частной инициативой по глобальному доступу в не менее глобальную сеть. И что это станет возможным, может быть, даже раньше 2010 года, ведь остальной мир по степени развития ИКТ уже давно живет как минимум в 2020-м...  

Елена ШАРКОВА, Волгоград. "Деловые вести", № 6, июнь 2003 года.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики