ПАВЕЛ ТЕПЛУХИН: "СОРОК МИЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК КОНКРЕТНО "КИДАЮТ". ПРИЧЕМ В ЛОБ…"
Автор: Шаркова Елена
Регион: Волгоград
Тема:  Пенсионная реформа
Дата: 07.08.2003

Павел Теплухин возглавляет одну из крупнейших в России компанию "Тройка-Диалог", управляющую деньгами и другими видами активов. У Теплухина проглядывает некое личностное отношение к вопросу, занимающему сегодня многие умы, - пенсионной реформы. И хотя, как человеку совсем молодому, Теплухину до пенсии еще ой как далеко, он разбирается в пенсионной реформе досконально. Правда, не как досужий пенсионер на лавочке, ругающий всех и вся, а как профессионал в области управления финансами. Выступление П. Теплухина на семинаре Клуба региональной журналистики было, без сомнения, одним из самых ярких, и есть смысл привести его целиком (с небольшими сокращениями).

- Вам интересно, почему я здесь? Потому что последние два года я вплотную занимаюсь пенсионной реформой в силу целого ряда обстоятельств, - говорит Теплухин. - Во-первых, я считаю что это одна из самых больших революций, происходящих на наших глазах. Таких, правда, "мыльных" революций, но имеющих эффект на протяжении многих лет для всего общества. Во-вторых, это чисто профессиональный интерес: компания "Тройка-Диалог" управляет активами 45 российских негосударственных пенсионных фондов (НПФ). По сути, я вижу будущее рынка в инвестировании пенсионных накоплений как интересный бизнес, в котором нужно поучаствовать. Начну, пожалуй, с краткой истории вопроса. В советские времена был Госплан, который занимался пятилетним планированием и прогнозированием на более длительные перспективы. А после развала СССР никто этим серьезно не занимался, потому что не было потребности. Все правительства считали себя временными, и некоторые даже хвалились, что если три месяца проживут, и то будет хорошо... Путин - первый человек, который захотел увидеть долгосрочную перспективу и ровно так сформулировал задачу правительству. В итоге сегодня пенсионная реформа имеет несколько аспектов. Первый - чисто социальный. Государство провозгласило, что оно уходит от советского образа доброго дядюшки, который далеко в Москве, за высокими кремлевскими стенами позаботится о стариках, обласкает их, обогреет и накормит. Эта очень удобная позиция сформировала целое поколение иждивенцев, ждущих, что кто-нибудь решит за них их сложные проблемы. В совершенно новой концепции, установленной между государством и гражданами, гражданин - здоровый и сильный человек, он должен сам себе заработать и на жизнь, и на пенсию и не ждать ничего особенного от государства, кроме защиты от внешних врагов и внутренней преступности. Таким образом, функция государства по обеспечению старости должна уйти на второй план, а может быть, и вообще отмереть - разумеется, кроме тех случаев, когда люди по объективным причинам не могут сами зарабатывать на жизнь и обеспечивать свою старость. Вторая сторона вопроса - советская распределительная пенсионная система была хороша при большом количестве работающих и малом количестве пенсионеров, потому что каждый работающий должен был прокормить себя, а из отчислений в Пенсионный фонд прокормить сегодняшнего пенсионера. То есть государство забирало часть дохода себе и отдавало нынешним пенсионерам, выполняя распределительную функцию. Но когда количество работающих налогоплательщиков стало сокращаться, а людей, претендующих на ту или иную пенсию, в том числе и льготную, возрастать, правительство поняло, что, если так дальше пойдет, эта система взорвется и, возможно, приведет к новой революционной ситуации, что абсолютно неприемлемо. К тому же демография предупреждала, что такое опасное соотношение сложится примерно в 2007-2010 г. И третья причина необходимости пенсионной реформы состояла в том, что России катастрофически не хватало длинных денег. Довольно много средств в экономике накапливалось путем улучшения макроэкономической ситуации, но население до сих пор не верит государственным и финансовым институтам. Поэтому денег, которые распределяются через финансовую систему под долгосрочные проекты, катастрофически не хватает. Если вы придете в любой коммерческий банк и спросите, можно ли там положить их на депозит на два года, они ответят: максимум на год. А для того, чтобы построить, к примеру, электростанцию, нужно пять лет, и еще пять лет она будет окупаться. Где взять десятилетние деньги? Это проблема. Итак, внутренних денег у России нет. Их нужно где-то взять. Понятно, что буржуи не дадут их в объеме, нужном российской экономике. Даже если иностранные инвестиции увеличатся в два, в три, в четыре раза, этого все равно не будет хватать даже для того, чтобы построить одну мощную электростанцию. И вот тогда стало понятно, что палочкой-выручалочкой, как и во многих странах мира, является накопительная пенсионная реформа, когда люди сами себе накапливают на пенсию в течение всей своей трудовой жизни. Именно эти деньги - длинные, и их можно инвестировать в длинные проекты. И этих денег должно хватить, чтобы снять проблему старения населения и уменьшения зависимости сегодняшних пенсионеров от сегодняшних же работающих.

Но для того, чтобы реформа пошла, нужно было принять целый ряд законов. А в России это дело непростое, потому что у нас законы, как правило, принимаются путем консенсуса. Люди у нас все разные (под людьми в данном случае понимаются регионы, фракции, отдельные депутаты, яркие личности и отдельные министерства, у каждого из которых свой интерес в том или ином процессе), поэтому законы приходят в Думу в одном виде, а выходят совершенно в другом. Вот и с пенсионной реформой решили "поиграть" все, начиная от губернаторов и КПРФ и кончая "Яблоком". В результате пенсионные законы шли через Думу полтора года и вышли из нее очень сильно покоцанными.

Тем не менее, с января 2002 года 3% от вашей зарплаты накапливаются на ваших индивидуальных счетах. Пенсионный фонд России (ПФР) ведет индивидуальные счета для 40 миллионов граждан. Деньги, зачисляемые на ваш счет, складываются из следующего. Часть единого социального налога в размере 28% поступает в ПФР. 14% из них идут на финансирование старой пенсионной системы, ведь сегодняшние пенсионеры не успели ничего накопить, а кормить их надо. Из оставшихся 14% значительная сумма идет в некий фонд, из которого государство в вашем пенсионном возрасте обеспечит вам некий гарантируемый прожиточный минимум (в данный момент это примерно 500-600 рублей). Этот минимум будет вам выплачен в любом случае, а остальное - ваша забота. И чем больше налогооблагаемая заработная плата, тем больше на вашем счету накапливается денежек. Главным администратором системы был назначен ПФР. Все с этим согласились, но когда думающий народ углубился и посчитал, то понял, что денежки-то большие!.. И каждый из участников процесса решил, что они ни в коем случае не должны пройти мимо, надо поучаствовать поплотнее. О каких деньгах мы с вами говорим? Оценки очень разные. При этом ПФР, являющийся единственным источником информации, не торопится ее публиковать. Однако по высказываниям руководства ПФР можно судить, что за прошлый год на его счетах скопилось более сорока миллиардов рублей. С каждым годом эта сумма будет расти плюс будут "капать" еще и инвестиционные доходы. Выходит, что к 2010 году бюджет Пенсионного фонда России превысит федеральный бюджет России.

При этом 40 миллионов человек уже в этом году получат возможность распорядиться своими деньгами, накопленными по состоянию на 1 января 2003 года. Забрать вы их не можете, так как это ваша будущая пенсия, но решить, что с этими деньгами делать, - ваше законное право, зафиксированное в законе об инвестициях. Какой же выбор у вас есть? По сути, каждый человек должен выбрать, чего он хочет: иметь такую пенсию, какая была у старшего и сегодняшнего поколения пенсионеров, либо получить шанс на что-то более существенное. Если вам нравится то, что происходит с сегодняшними пенсионерами, то особо напрягаться не надо. Достаточно оставить свои деньги в государственном Пенсионном фонде, и эти средства будут надежно размещены в государственные ценные бумаги и принесут некий доход, который в номинальном изложении будет нормальным. А вот реально, скорее всего, эти деньги будут со знаком минус. Почему? Как специалист в этой сфере, я полагаю, что 2003 год, скорее всего, будет последним, когда инвестиции в госбумаги будут давать доход выше уровня инфляции. За счет первого полугодия 2002 года произошел довольно значительный рост стоимости государственных ценных бумаг в связи с повышением международного рейтинга. Но в 2004 году доходность по гособлигациям опустится ниже уровня инфляции. Это значит, что из накопленных пенсионных резервов при условии их инвестирования в государственные ценные бумаги целый год будет "отщипываться" маленький кусочек, который равен инфляции минус доходность. Это будет примерно минус один, минус два процента в год. На интервале в 15 лет эти проценты могут трансформироваться в 15-20% потери покупательной способности денег. Т. е. за каждый рубль, отчисляемый в пенсионную систему сегодня (при условии инвестирования этого рубля в госбумаги), через 15-18 лет вы сможете, будучи на пенсии, купить такое же количество товаров, которые сегодня стоят 75 копеек.

Вот такая несложная математика, которая пока понятна далеко не всем. К сожалению, она очень печальна, и она подтверждается мировой практикой. Россия не единственная страна, где инвестирование в государственные ценные бумаги дает отрицательную доходность. Это присутствует во всех устоявшихся экономиках. Второе - Россия не единственная страна, где очень сложно решать проблему перемещения больших масс капитала на большие временные отрезки. Многие страны с этим просто не справились: Япония,например. Что это значит? Половина из десяти крупнейших японских пенсионных фондов на сегодняшний момент является банкротом. Они не смогли переместить средства на длинные промежутки времени, и теперь их обязательства по пенсионным резервам превышают имеющиеся у них активы. Если японские пенсионеры вдруг все сразу захотят получить свои пенсии (а они имеют на это право), то это приведет к банкротству всей экономики страны: пять фондов из десяти владеют значительной долей экономики страны.

Вторая альтернатива состоит в том, чтобы размещать пенсионные накопления не только в госбумаги, но и в корпоративные ценные бумаги российских компаний. Так и поступили некоторые страны, и у них все более-менее нормально, потому что доход, который приносят инвестиции в корпорации, превышает доход, который приносят инвестиции в госбумаги на длинных промежутках времени. Для того чтобы разместить деньги в корпоративные ценные бумаги или в любые другие инвестиции, будь то недвижимость, иностранные ценные бумаги или еще что-то, каждый из нас должен принять собственное решение. Государство предлагает принять это решение отдельно взятому гражданину, говоря: ты живешь в таком государстве, какое есть, и если завтра у нас опять будет революция и к власти придут большевики или любители бабочек, то государство станет другим. Пока государство такое, какое оно есть сегодня, оно готово тебе гарантировать небольшую отрицательную доходность. А если ты не хочешь такого государства, какое есть, иди куда хочешь - в ЮКОС, "Газпром", ЛУКОЙЛ, РАО "ЕЭС России", но это будет только твое решение. В этом случае рискуешь вложиться в эти компании, а за них я тебе ничего гарантировать не могу. Вот эта, по сути, информация, которая поступит вам и еще сорока миллионам сограждан после первого июля этого года в виде почтового извещения Пенсионного фонда России, в котором будет проставлена сумма накопленных вами денег. Если вы хотите оставить свои средства в ПФР и передать их в управление государству, то можете про это извещение забыть - через год вам пришлют новое. Если вы хотите чего-то сделать, извольте заполнить анкету на обороте, подписать ее и либо лично отнести в местное отделение Пенсионного фонда России, либо заверить у нотариуса и прислать в ПФР по почте. Вроде бы как государство предлагает вам выбор, но на самом деле оно не очень хочет, чтобы вы что-то делали. Потому что ему очень выгодно, чтобы все средства остались в ПФР. Вот ведь в чем лукавство: с одной стороны, оно вам объясняет, что доходность будет никакая, а с другой - получает в распоряжение мощный финансовый ресурс, который может использовать для решения любых задач - например, для досрочного погашения внешнего долга, или для операций по внутреннему долгу, или для финансирования крупных проектов. Министерство финансов выпустит облигации и тут же разместит их в государственном Пенсионном фонде. Это очень удобно: ни с кем торговаться не надо, никого уговаривать не надо, и рынок никакой не нужен. Просто переложил из одного своего кармана в другой - и опять здорово! И чиновникам, которые могут разговаривать по телефону, это удобно: главное - выключить из процесса гражданина. Ведь он со временем начнет возмущаться: почему это у него вдруг доходность такая маленькая?..

К нотариусу, могу сказать, сходить будет очень сложно, потому что нотариусов у нас в стране не хватает, а технически заверить 40 миллионов подписей они никогда в жизни не смогут. Да и не пойдут 40 миллионов человек к нотариусу, потому что многие не знают, где он находится и кто он такой, и его зовут нотариус, а не Иванов. Да и нотариусу это невыгодно, потому что госпошлина заверения подписи - три рубля, а времени требует много. В итоге общение двух незаинтересованных людей вряд ли к чему-то приведет. А если вы пойдете в местное отделение ПФР, то увидите там огромные очереди из бабушек, занятых важной работой: им надо свое получить, у них компенсации, льготы, еще чего-то, и у них, главное, много времени. Они приходят в ПФР утром, как на работу, и сидят там целый день - там ведь общение с людьми, соседками по партии. А представьте себе людей молодых и здоровых, оторвавшихся от станка или компьютера, чтобы сходить в ПФР и постоять там в очереди...

Это кажущееся смешным препятствие на самом деле очень серьезно. Да, законом предусмотрено, что заверять подпись могут и другие лица, но по усмотрению все того же ПФР. Как он "усмотрит", кому доверит, пока непонятно. Хотя в стране есть паспортные столы, почта, кадровые отделы на предприятиях, которые во всех остальных случаях имеют право заверять подписи.

Кроме того, вам нужно принимать решение по размещению своих пенсионных средств на основе достоверной информации. В этом году будет конкурс, который проведет Минфин, по отбору управляющих компаний и депозитариев. В результате будет отобрано 20- 25 управляющих компаний. Их список будет опубликован, скорее всего, в "Российской газете". Многие из вас ее читают? 40 миллионов наших сограждан не читают точно, потому что тираж у этой газеты маленький и она распространяется в основном в Госдуме и среди чиновников. Никаким другим способом Министерство финансов проинформировать народ не сможет - нет у него такой статьи в бюджете. И это второй большой барьер: где же вы узнаете про то, кто может вашими деньгами управлять? К тому же кроме списка есть еще большое количество других параметров, по которым человек может узнать об опыте, результатах работы этих компаний за прошлые годы, о капитале и так далее. Все эти цифры есть у Минфина, но они доступны только самому Минфину. А как же сограждане, которые хотят доверить той или иной компании свое пенсионное будущее?.. Ответа пока нет. При этом мы все время находимся в ситуации, когда сроки проведения пенсионной реформы будут сорваны, в том смысле, что это не случится в этом году. Что первые деньги, по которым должно быть принято решение в этом году, не покинут ПФР в этом году. Потому что нет специального документа, постановления правительства, которое должно быть принято по этому поводу. Проект постановления был разработан Министерством экономического развития и торговли в начале года. Документ посылали на согласование в разные ведомства десятки раз, но он до сих пор не согласован. Одно ведомство говорит: нельзя, чтобы в результате конкурса победили только десять компаний, мы хотим, чтобы их было сорок. Ответом на вопрос, почему сорок, было гробовое молчание. Можно было предположить, конечно, что сороковой или тридцать восьмой является компания, каким-то образом аффилированная с конкретным чиновником... Другое ведомство говорит: да зачем все эти конкурсы, давайте все оставим у государства! Была идея сформировать общественный совет с большими полномочиями из уважаемых людей, которые бы контролировали весь этот процесс. Это предусмотрено законом, президент должен следить за работой совета. А зачем нам еще совет - опять говорят чиновники, они же будут приходить, что-то проверять. А у нас есть Контрольно-счетная палата, вот она все пусть и считает. В результате совет из общественного превратился в узковедомственный - в нем оставили только работодателей и профсоюзы. Видимо, это как раз те организации, которые хорошо разбираются в финансовом процессе и представляют широкие массы населения...

Единственный документ, который был в срок и без запинок, - о назначении государственной управляющей компании, коей является Внешэкономбанк. Вот это было сделано без промедления и без согласования с Министерством внешнеэкономического развития и торговли - вдруг не дай Бог напишут какую-нибудь ахинею по поводу "конфликта интересов", "нарушения прав граждан"!..

Вот так выглядит ситуация на сегодня. И не было бы так грустно, если бы не было так смешно. Конечно, те наши сограждане, которые имеют высокий доход, для которых пенсионное будущее видится хорошо и которые умеют читать газеты и другие СМИ, знают, в какую управляющую компанию они отдадут свои деньги. Эти сограждане легко найдут нотариуса, который заверит их подпись не за три, а за триста рублей. И у них все будет о'кей. А вот у остальных 39,9 миллиона россиян будет все по-прежнему. Вот что самое обидное! Такая была хорошая идея, многие серьезные вопросы решала. Время от времени меня все же посещают всплески оптимизма: вот еще одну строчку в документе удалось согласовать, вот еще один протокол комиссия по правам человека подписала и так далее. Кстати, российская "Хельсинкская группа" на самом деле решила заняться этим вопросом. Потому что 40 миллионов человек конкретно "кидают". Причем в лоб... Вот на этом и закончу, а то мне совсем грустно станет...  

Елена ШАРКОВА, Волгоград. "Деловые вести", № 6, июнь 2003 года.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики