В искусстве наблюдается эстетический плюрализм, на фоне которого возможен реванш официозного стиля?
Побывавший на прошлой неделе в Новосибирске Министр культуры России Михаил Швыдкой развеял на пресс-конференции сомнения представителей СМИ по многим поводам. В основном связанным с материальной подоплекой культуры. Он говорил о реконструкции Новосибирского оперного театра, о содержании историко-культурных памятников… Корреспондент "МС" решила внести ясность и в проблему эстетической составляющей культурного процесса в нашей стране.
Действительно ли, задали мы вопрос Михаилу Ефимовичу, у нас подспудно, с попустительства властей, государства возрождается "искусство тотализаризма", если сказать мягче - авторитарный, официозный стиль. Каков эстетический пейзаж современной России? И почему, на взгляд министра, некоторая часть современной московской интеллигенции (новосибирская пока до этого не "доросла", так как либо занята дележом крох из бюджета, либо поиском спонсоров) прямо упрекает государство и лично Швыдкого в лоббировании интересов художников псевдореалистического направления таких как Шилов, Церетели и других.
Например, Наталья Иванова, зам. гл. редактора журнала "Знамя", выступившая недавно на московском семинаре Клуба региональной журналистики, который действует под патронажем Фонда "Открытая Россия", задается вопросами: почему новая столичная архитектура, грешащая эклектизмом и заимствованиями, начинает напоминать помпезностью сталинские башни; на экране телевизоров с утра до вечера (по мнению литературного критика) сознательно "крутят" старые, поры "развитого социализма" фильмы; а государственные литературные премии получают люди, четко следующие властной конъюнктуре.
Вот что ответил на шквал упреков, которые наш корреспондент ретранслировал на него после московской командировки и занятий на семинаре Клуба региональных журналистов "Из первых уст", сам министр культуры:
Давайте разберемся. Что у нас произошло в конце 80-х - начале 90-х годов? Маятник качнулся в сторону нереалистического искусства, литературы, кино. Андеграунд сделал прыжок наружу. И в начале 90-х начали "давить" бывших "соцреалистов". На самом деле этого делать было не нужно - все умерло своей смертью. Любая однобокость плоха. А в начале 90-х взяли реванш ребята авангардистского, постмодернистского толка. Они остроумные, иногда талантливые… Но, вообще, принадлежность к направлению - не есть признак таланта.
Сейчас - маятник в другом положении, это естественный процесс. И "всякой твари" в искусстве - "по паре". Сейчас есть возможность для развития любых тенденций. Другое дело, что в обществе активизировались другие силы. Мы сейчас проводили конкурс на лучший документальный сериал к 60-летию Победы. И вынуждены были согласиться с тем, что делать нужно три сериала, чтобы отобразить многообразие точек зрения на исторический процесс.
Я считаю, что просто люди нервничают, когда заканчивается монополия на истину. Время изменилось. И это время более тяжелой борьбы - разных эстетических, общественных тенденций. А жизнь по своей природе эклектична. И в обществе происходят разные процессы. Позиция министерства культуры такая: мы занимаем равноудаленную, но уважительную позицию по отношению ко всем, кто находится в конституционном поле. 
Ираида ФЕДОРОВА, Новосибирск. Газета "Молодость Сибири" Новосибирск) № 31, 6-12 августа 2003 г.

|