Недавно представители творческой интеллигенции (среди них - Андрей Макаревич, Борис Васильев, Фазиль Искандер, Андрей Вознесенский, Владимир Войнович и другие) обратились с письмом к министру образования РФ Владимиру Филиппову. Была выражена озабоченность тревожным положением в преподавании литературы в средней школе. По мнению авторов, сегодня в России усиливается давление на общество, СМИ и бизнес, "удар по будущему наносится силами прошлого". Чтобы не допустить восстановление тоталитаризма, важно не забывать уроки репрессивного режима, его тяжкие последствия для народа, страны, культуры.
Между тем, в школьной программе по литературе за последнее время из "обязательного" чтения в "рекомендованные" переведены "Доктор Живаго" Б. Пастернака, "Котлован" А. Платонова, "Колымские тетради" Шаламова, лучшие произведения А. Ахматовой и О. Мандельштама. Зато продолжают доминировать тоталитарно-советские литературные приоритеты.
Актив Клуба региональной журналистики "Из первых уст" убеждён, что "знание нашими детьми собственной истории - гарантия того, чтобы вновь не повторились события недавнего прошлого".
А что думают об этом рефтинские литераторы и их воспитанники?
Людмила Владимировна ЗАЛИЛОВА, учитель литературы школы № 6:
- Нельзя не согласиться с авторами письма. Эти произведения действительно имеют глубокий исторический смысл, и знакомиться с ними необходимо каждому свободомыслящему человеку. Недаром эти книги долго считались запрещёнными. Но лучше их оставить как рекомендованные. Впрочем, на уроках литературы мы проходим все перечисленные произведения, кроме "Доктора Живаго" Б. Пастернака. Такие произведения требуют глубокого анализа, к которому семнадцатилетние девушки и юноши психологически не готовы. Анализировать "Доктора Живаго", например, сложно даже некоторым взрослым людям. До подобных произведений необходимо ещё "дорасти". Конечно, все ученики разные, кто-то действительно сможет понять и серьёзно задуматься над смыслом таких книг. Но большинство учащихся читают всё меньше и меньше; к сожалению, их мало интересует историческое наследие России.
Лидия Александровна ГОРШКОВА, учитель литературы школы № 6:
- Я с авторами письма вполне согласна, эти произведения читать необходимо, что мы и делаем. "Котлован" и "Колымские тетради" мы изучаем на уроках литературы не один год. Когда зачитываю отрывки из данных произведений, ребята слушают, затаив дыхание. Знакомимся на уроках литературы и с творчеством Ахматовой: кстати, не с "тремя произведениями", как указано в письме, а гораздо шире, особенно с её лирической поэзией. И Осипа Мандельштама читаем с удовольствием. Вот только "Доктора Живаго", пожалуй, не изучаем. Думаю, что можно включить подобные произведения в обязательную программу.
Роза Сафовна АКСЁНОВА, учитель литературы школы № 15:
- Думаю, что включать в обязательную программу подобные произведения всё же не стоит. Их лучше оставить, как рекомендованные. Это очень тяжёлые в психологическом плане книги, в "Докторе Живаго" слишком много крови. Читать об этом семнадцатилетнему человеку с неокрепшей психикой, может быть, и не стоит. Нельзя сказать, что подобные произведения вообще не должны читать школьники. Нужно им говорить открыто о том, что происходило в этот отрезок времени, но навязывать не надо. Думаю, каждый должен сам дойти до осмысления подобного творчества.
Татьяна Михайловна ОЖЕРЕЛЬЕВА, учитель литературы школы № 15:
- Согласна с авторами этого письма. Необходимо включить эти произведения в общеобразовательную программу. Девушки и юноши должны услышать о них. Это часть жизни России, нашей жизни. На факультативных занятиях мы с ребятами знакомимся и с "Доктором Живаго", и с творчеством Анны Ахматовой и Осипа Мандельштама. Недавно одна моя ученица ездила на олимпиаду, защищала работу по творчеству Мандельштама. Что касается Платонова, то мне кажется, что он труден для восприятия нынешнего поколения школьников. Некоторые страшные, трагические моменты вызывают у старшеклассников… смех. Время сейчас другое, иное поколение, ценности. По телевизору нам то и дело навязывают сериалы про убийства. А героями нашего времени стали Дукалис да Ларин, знаменитые "менты". О вкусах не спорят, но произведения, перечисленные в письме, необходимо знать любому старшекласснику.
Вадим Викторович КАСАТСКИЙ, поэт, психиатр, психолог, сексопатолог:
- Всё в этом вопросе зависит от личности учителя. Кто-то и сейчас в свои часы вклинивает "Котлован" и "Колымские тетради". Но попробуйте найти эти книги в магазине. В продаже - лишь детективы да любовные романы. Я в своё время учился в Ленинградском университете, который впоследствии окончил и Владимир Путин. Нас одинаково учили марксизму-ленинизму. Думаю, эти догмы остались и в моей, и в его голове. Но история поставила перед нами другие условия - и приходится жить по новым правилам. А многие из педагогов-литераторов консервативны, и менять в их сознании что-то уже сложно. Но в преподавании литературы немало зависит именно от личности учителя. Поэтому считаю, что эти произведения лучше оставить как рекомендованную литературу. А вообще: молодёжь-то сейчас интересуется чтением?
Анна КОЩЕЕВА, серебряная медалистка, студентка 1 курса филфака УрГУ:
- Согласна, что это великие произведения, имеющие глубокий исторический смысл. Но для чтения тяжеловаты, особенно Платонов. Знать историю своей страны надо, поэтому я бы непременно рекомендовала их для дополнительного чтения, но в обязательную программу включать не стала.
Мария ХАННАНОВА, студентка юридического факультета:
- Когда я училась в школе, наша учительница Лидия Ивановна Кочнева с упоением читала стихи и Анны Ахматовой, и Осипа Мандельштама. Благодаря ей мы были влюблены в этих авторов. Мы читали и анализировали и "Котлован", и "Доктора Живаго". Думаю, что эти произведения обязательно должны войти в школьную программу.
Таково мнение просвещённых рефтинцев. Увы, многие школьники даже не задумываются о столь высоких материях. Игнорируя как "обязательную", так и "рекомендованную" литературу, они увлечены "Записками дрянной девчонки" Дарьи Асламовой и бандитскими похождениями "Бригады". Это поколение, не получившее "прививки от тоталитаризма", любой диктатор может брать "голыми руками". 
Лариса ТОПОРКОВА, п. Рефтинский (Свердловская обл.). "Новый Рефт. Факты", 6 августа 2003 года.

|