ТЕНДЕНЦИИ. ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. КТО ОТВЕЧАЕТ ЗА КАЧЕСТВО
Автор: Медведев Виктор
Регион: Магнитогорск
Тема:  Бизнес
Дата: 12.08.2003

С 1 июня 2003 года вступил в силу Федеральный закон № 184 "О техническом регулировании, стандартизации и подтверждении соответствия", который был принят 27 декабря 2002 года. В № 10 за 17 марта 2003 года V же писала о непростой судьбе этого закона, проект которого вызвал сопротивление и непонимание многих заинтересованных ведомств. Сегодня мы продолжаем этот разговор.

По новому закону государство оставляет за собой лишь требование к безопасности товара, оценивать его качество предстоит самому покупателю. Подробнее о новом законе рассказывает заместитель руководителя Департамента регулирования предпринимательской деятельности и развития корпоративного управления Министерства экономического развития и торговли РФ Марина ГЛАЗАТОВА. Встреча с одним из разработчиков реформы технического регулирования состоялась благодаря содействию Клуба региональной журналистики (руководитель Ирина ЯСИНА).

- Наступает период проводить реформы на микроуровне. Это уровень непосредственно тех, кто делает экономику. Уровень ее кирпичиков-предприятий. Соответственно все реформы, которые проводятся на уровне предприятий, и есть микрореформы. Представим, что мы приняли решение о создании предприятия. Первое - его надо зарегистрировать. После того как мы решим эту проблему, чтобы начать деятельность (в зависимости от выбранного вида деятельности), мы должны или получить лицензию, или провести аккредитацию, или организовать аттестацию специалистов.

В любом случае регистрация предприятия как юридического лица, аккредитация, аттестация, лицензирование - все это разрешительная система государства, которая либо позволяет войти в какой-то рынок, либо запрещает вход на рынок. Для чего нужна разрешительная система государства? Она нужна, в общем-то, для того, чтобы нас с вами как граждан обезопасить с разных сторон. Если мы говорим о юрлице, то сейчас у нас действует уведомительный порядок регистрации, когда без предварительной проверки на законность и уставов и учредительных договоров за пять дней вы получите регистрационное свидетельство.

Дальше мы начинаем выпускать какой-либо продукт. И в этот момент начинаем интересоваться: а какие же требования установило государство к этому продукту? Что мы должны выполнить, для того чтобы этот продукт потом был допущен на рынок, чтобы мы его смогли продать? Так мы подошли к тому, что у нас называется техническим регулированием.

Как теперь будет выстраиваться система государственных требований? - Государство устанавливает обязательные требования либо к продукции, либо к процессу производства. Контроль за выполнением требований можно осуществлять на двух стадиях. Первая стадия - до рынка. До того, как продукция станет товаром. И вторая стадия - уже на рынке, когда продукция превратится в товар. До рынка - сертификация. Но на самом деле везде действует не только сертификация, но еще и декларирование. Это две формы так называемого подтверждения соответствия. Словосочетание "подтверждение соответствия" законодательно закреплено и вступит в языковый оборот. Подтверждение соответствия бывает в двух формах: в форме сертификации и в форме декларирования.

Сертификация - это когда изготовитель относит свою продукцию в орган по сертификации, который проводит соответствующие испытания и выдает сертификат соответствия, который говорит о том, что все обязательные требования выполнены. Декларирование - это когда я пишу заявление о том, что я, изготовитель, заявляю под свою личную ответственность о выполнении требований, которые установило государство. В этом случае к декларации прилагается так называемый технический файл, который содержит результаты исследований и испытаний, но проведенные уже там, где изготовитель посчитает нужным провести. Это может быть своя или чужая лаборатория, но в любом случае изготовитель сам определяет, откуда он получит результаты испытаний.

Когда государство устанавливает требования, то подтверждение соответствия этих требований проходит в обязательном порядке. На рынке - это государственный контроль и надзор. Поэтому существуют и сертификация, и декларирование как обязательная форма.

Но у нас существует также сертификация в добровольном порядке. Что это такое? К примеру, если вы повернете мониторы своих персональных компьютеров, то увидите сзади на мониторе огромное количество разных квадратиков, кружочков со всякими мелкими надписями - это знаки добровольных систем сертификации, которые изготовитель получает для того, чтобы "убить" своего конкурента, доказать, что у него помимо обязательных требований выполнены и другие. Конечно, за все это он платит дополнительные деньги, но в этом случае выигрывает и потребитель. Сертификация может быть .в добровольной сфере, а декларирование в добровольной сфере быть не может. Почему? Потому что декларирование в добровольной сфере - это то же самое, что и реклама. "Я, Солодов, за качество отвечаю" - это и есть декларирование. Декларирование может быть только в обязательной форме.

По моему мнению, вся до сих пор действующая система технического регулирования настолько сложна и запутанна, что сами специалисты, которые работают в ведомствах, похоже, не знают, сколько издано нормативных актов за все время. Поэтому и называют приблизительные цифры - где-то 60 тысяч нормативов. Более того, сейчас могут действовать акты 60-х годов минувшего века. И без того система очень давно не пересматривалась, так еще появляются все новые и новые ГОСТы. И их количество пока все увеличивается...

- Вы правы. Непрозрачность и запутанность системы тоже явилась причиной того, что установление обязательных требований переведено с ведомственного уровня на уровень федеральных законов и решений правительства. Теперь у нас будут действовать два типа технических регламентов. Вместо ОСТов, ГОСТов, САНПиНов, СНиПов и так далее будут существовать документы под единственным названием - технический регламент. Естественно, что после слов "технический регламент" будет идти некое определение: технический регламент в какой-то, допустим, области. Например: технический регламент парфюмерно-косметической продукции. Или технический регламент масло-жирового производства. Но словосочетание "технический регламент" останется неизменным для всех.

Сколько планируется издать техрегламентов?

- Вместо 60 тысяч ныне действующих нормативов критическая масса технических регламентов должна состоять приблизительно из 2 тысяч. Массив обязательных требований сокращается, потому что из него выводятся потребительские свойства продукции.

Технический регламент будет представлять совокупность ГОСТов или совокупность САНПиНов,СНиПов. Никто не говорит, что безопасность уменьшится - наоборот, увеличится ужесточение ее исполнения, поскольку государство сосредоточит все свое внимание на безопасности. В период, когда будет происходить переход от обязательных требований, действующих сейчас, к требованиям технических регламентов, мы наконец-то их обновим, поскольку уйдет все, что не соответствует современным потребностям производства, научно-техническому прогрессу. Мы должны гармонизировать свои требования с требованиями европейских директив, поскольку стремимся к единому экономическому пространству, особенно с Европейским Союзом.

Кто имеет право разрабатывать технический регламент?

- Технические регламенты может разрабатывать любое лицо. Это означает, что не только ведомства будут инициаторами разработки технического регламента, но абсолютно любые профессиональные объединения, да и в общем-то совершенно конкретный человек может стать разработчиком технического регламента. Другое дело, как обеспечить квалифицированную разработку этого технического регламента - исключительно процедурой.

Что из себя представляет технический регламент? Это закон. Указ президента может появляться как форма технического регламента, только если возникает непосредственная угроза причинения вреда жизни, здоровью, имуществу. Постановление правительства будет существовать как технический регламент только до тех пор, пока оно не будет переведено в вид федерального закона.

Первая часть федерального закона определяет сферу применения техрегламента и состоит из двух-трех статей. Называется сфера применения закона, основные понятия, используемые в законе. Он будет определять, на какую группу продукции распространяется данный технический регламент. Потому что затем из этого определения видов продукции будет составлен такой документ, как ТЭНВЭТ. Это классификатор, который используется для того, чтобы определить, какое количество денег нужно заплатить при ввозе или вывозе товара через границу Российской Федерации. Из технического регламента будет браться четкое описание продукции, затем будут присваиваться коды и соответствующие пошлины.

Следующий блок будет посвящен непосредственно требованиям, которые будут записаны приблизительно так. Допустим, в директиве Евросоюза по игрушкам записано, что краска для окраски игрушек не должна содержать такие-то химические вещества или допустимая концентрация химических веществ такая-то. Например, сказано, что краска не должна содержать молибден в количестве более 0,006%. Так и в нашем техническом регламенте будут записаны конкретные цифры.

Затем будет идти блок, который определит подтверждение соответствия. Изготовитель при изготовлении продукции будет совершенно четко знать, что такая продукция идет по декларированию, а этакая - по сертификации. Причем в техническом регламенте не будет просто, записано - "декларирование" или "сертификация". Существует три формы декларирования и 18 схем сертификации. В техническом регламенте должна быть прописана совершенно конкретная схема, которая используется для подтверждения соответствия. Либо декларирование, либо сертификация, либо, если у изготовителя стоит система качества, которая ставится в добровольном порядке, но является очень дорогостоящей процедурой, он может использовать эту систему качества, и в этом случае будет специально обговорено, что если у него есть система качества, он может использовать более упрощенную схему сертификации.

Это чрезвычайно важное экономическое решение, поскольку если экономически расположить по средствам, затраченным на ту или иную процедуру, то становится очевидно, что декларирование стоит дешево, если можно воспользоваться собственной испытательной лабораторией. А сертификация, например, самая последняя ее схема, которая в сути своей имеет требование: сертифицируется не изделие, а каждая комплектующая из этого изделия, а потом уже само изделие - это экономически самая дорогая сертификация. Поэтому определение, какой вариант процедуры выбрать, будет зависеть от того, насколько продукция рисковая с точки зрения причинения вреда.

Приведу пример. Для производства столов используется ДСП. В ДСП используются определенные смолы, клей. Они выделяют в окружающую среду вредные вещества. Но если от их испарений заболела голова, то можно отойти от стола и больше вообще никогда к нему не подходить. Другое дело самолет. Если сидящий в самолете закурил где-нибудь в хвосте, пепел упал на сиденье, а сиденье сделано из такого материала, который сразу начинает дымиться, то выйти из самолета не получится. Поэтому стол с точки зрения причинения вреда является наименее рисковым видом продукции. Самолет - это очень рисковый вид продукции, и там будет использована самая дорогостоящая система сертификации, когда в нем (в кресле самолета) сертифицируется все по отдельности: обивка, наполнение, конструкция - и только затем все вместе как кресло. В этом случае оценка применяемого механизма должна происходить от оценки риска.

Следующий блок - это все, что связано с государственным контролем и надзором. Будет четко определено, какие контрольные органы контролируют данный вид продукции на рынке. В законе записано, что правительство утверждает правила исследования испытаний продукции. Это означает, что контролеры будут применять для проведения своих мероприятий только те правила, которые утвердило правительство - они всем общедоступны, общеизвестны.

Заключительное положение закона - это когда он вступает в силу. Любой технический регламент будет вступать в силу через 6 месяцев после того, как его примут.

Марина Константиновна, а какова процедура разработки технического регламента?

- Кто бы ни начал разработку технического регламента, он должен сначала опубликовать уведомление о начале его разработки. После того как опубликовано уведомление, необходимо сделать общедоступным проект технического регламента. Надо опубликовать адрес, по которому можно присылать замечания от абсолютно всех заинтересованных лиц. Разработчик должен составить перечень основных замечаний, с которыми он не согласится, но при этом необходимо у себя хранить всю поступившую к нему корреспонденцию. К тому же он должен провести публичные обсуждения проекта. Конечно, разработка технического регламента достаточно дорогостоящая процедура. С точки зрения текста любой может разработать технический регламент, но с точки зрения учета всех процедур, да еще учета разногласий, составления перечней, обоснований, - это уже проблема не одной персоны или юрлица.

Кроме того, разработка технического регламента не означает его принятие. Когда разработчик обеспечивает все необходимые процедуры, публикацию уведомления, обсуждение и подготовку окончательного текста после обсуждения, он выбирает, в случае если это будет федеральный закон, любого из 700 субъектов законодательной инициативы, который внесет проект в Госдуму. Дума опять обязана опубликовать проект технического регламента в своих официальных средствах массовой информации до первого чтения, после первого чтения и после внесения в него поправок перед вторым чтением.

1. Государство оставляет за собой функции контроля и надзора.

2. Повышается ответственность и стимулы предприятий по соблюдению обязательных требований безопасности. Предусмотрены новые для российского законодательства процедуры, направленные на ограничение возможного ущерба в случае выпуска на рынок опасной продукции. Вплоть до ее принудительного отзыва. Ответственность предприятий в случае фактического нарушения технических регламентов существенно

усиливается, причем наиболее жесткие формы имущественной ответственности предполагается применять только в судебном порядке.

3. Впервые законом устанавливаются цели и принципы аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров). Аккредитация, прежде всего, должна повысить доверие изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров). Основным принципом становится недопустимость совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия.

4. Для достижения максимальной прозрачности механизма технического регулирования особое место в законе отводится созданию адекватной информационной системы. Ее основой должен стать Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов, призванный обеспечить всех заинтересованных лиц информацией о документах, находящихся в фонде.  

Виктор МЕДВЕДЕВ, Магнитогорск. "Новая версия", № 19, 9 июня 2003 года.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики