«МАНАС» ИСПРОБУЮТ НА НАС?
Автор: Губанов Сергей
Регион: Балаково
Тема:  Реформа здравоохранения
Дата: 08.07.2002

У каждой республики постсоветского пространства есть свое - неповторимое и колоритное лицо. Возможно, визитной карточкой совсем небольшой Киргизии станет и уже становится ее система здравоохранения, существующая уже сейчас по непривычным для нас законам. И именно жителям Саратовской губернии есть смысл уже сегодня приглядеться к киргизскому опыту медицинских реформ.

Хорошо ли плохо, но после 10-летки развода по-Беловежски большинство братских республик присматривалось, а то и слепо копировало Российские реформы на местах. Вот и полуреформа Российского здравоохранения была поначалу повторена среднеазиатами в точности. Речь о создании института обязательного медицинского страхования - бездонную копилку, куда каждый из нас исправно отдает свои денежки. Вот только что получает? Лишне долго изъясняться о том, что из бесплатностей в наших больницах остались одни лишь утки, что из двух источников финансирования медицины лишь местные власти с обескровленными бюджетами стараются платить зарплаты медикам, кое-как латать здания и оборудование. А эпизодические перепады средств из фондов медстраха сами медики воспринимают чуть ли не как лотерейный выигрыш. Короче, из двух нянек, поставленных над медициной, одна сама чуть жива, а вторая все время куда-то вышла. Это при сохранении структуры медицины с тех времен, когда мы почему-то гордились, что в СССР на душу населения врачей больше, чем по всему прочему миру.

Поняв куда быстрее старшего брата, что из этой перекрестной системы финансирования медицины ничего путного не выйдет, киргизы и затеяли свои реформы. Начали еще в 1996-ом году с того, что слили все скудные ручейки, питавшие медицину в один - фонд медстраха. Потом, подойдя к очевидному, что профилактика болезней куда перспективнее, чем лечение уже состоявшегося недуга, пошли на революцию в этой самой консервативной сфере - стали сливать все - детские, взрослые, женские учреждения в многопрофильные поликлиники, куда путь один для всех болячек и их носителей. В небольшой республике такое слияние высвободило 881 здание, резко сократив расходы на коммуналку. Происходило это не сразу, не вдруг, а в течение нескольких лет. Понятно, что в оставшихся зданиях медицины плотность посещений не могла не возрасти. Единственный выход - вызов врачей на дом. Вот к этому-то и подводил все эти годы автор реформы Тилек Мейманалиев - недавний министр здравоохранения республики, а сейчас - 1-ый зам в минздраве. Параллельно все эти годы велась переподготовка врачей - специалистов в универсалов - семейных врачей. К моменту, когда врачам надо было «идти в народ», создается 27 центров семейной медицины. И главным принципом этой реформы стала простая вещь, к которой исподволь стремимся все мы - пациент сам выбирает себе врача. Условно говоря, он сам решает, кому из врачей предстоит «выжить» (у нас до сих пор все наоборот, а бесплатного участкового врача - неумеху можно сменить только при переезде, что, согласитесь, - маразм), и, что важно, деньги из медстраха идут за пациентом! У хорошего специалиста - много работы и хороший доход, у плохого - с тем и другим - худо, он вынужден либо тянуться вверх, либо освобождать место молодым коллегам. Обычный рыночный принцип в казалось бы самой нерыночной отрасли нашей жизни. Простым в общем-то решением удалось избавиться и от того, без чего российский человек в белом халате нам и не представляется - взятка потеряла всякий смысл и, помаявшись без употребления, умерла как таковая.

Параллельно республика преодолела страшный бич последних лет - контрабанду лекарств. Как? Введением практики сооплаты лекарств. Какими бы радужными не рисовались здесь картинки реформ, надо признать, что средств медстраха на все про все в Киргизии не хватает. Потому сооплата, когда человек имеет неоспоримое право на приобретение лекарств за свои кровные, но со скидкой, если таковая ему полагается, привязала людей к аптекам, где такая схема возможна. Государство же, контролируя качество лекарств, должно исправно доплачивать аптекам за льготников.

Таковы основные черты программы киргизской реформы минздрава по названию старинного эпоса нареченной «Манас», рассчитанной на 10 лет, и находящейся сейчас на экваторе развития.

На семинаре Клуба региональной журналистики автор реформы госп-н Мейманалиев заверял слушателей, что даже за столь короткий период на несколько лет увеличилась продолжительность жизни населения и сопутствующие показатели качества здоровья населения, а сами люди отмечают положительные сдвиги в отношении медиков к пациентам. И, соответственно - наоборот. Более того, сам ход реформ постоянно сверялся с результатами социологических исследований и когда, скажем, роженицам новая система явно не приглянулась, родовспоможение вернулось на работу по прежней - привычной схеме. И это при динамичном развитии частной медицины и аптечной сети. Вопросов и сомнений у журналистов к автору «Манаса» хватало: суперзанятый хороший врач - не равное ли зло для пациента, чем посредственный, но свободный эскулап? Система избранных аптек - не прямая ли дорога к коррупции? Впрочем, любая система не лишена минусов, с которыми нужно бороться, а нынешний здравоохран в России, боюсь, только из них и состоит.

В России «Манас» нашел высокопоставленного поклонника в лице 1-го заместителя министра экономразвития Михаила Дмитриева. Михаил Эгонович при своем реформаторском пыле лишен соблазна копировать вслепую «Манас»: «Федеративное устройство России усложняет любые нововведения. Субъекты федерации настолько искусно научились не замечать, что надо пополнять фонды медстраха, что надо изобретать четкую систему кнута и пряника. Но перенимать лучшее мы просто обязаны» По словам Дмитриева, концепция, основанная на Киргизском опыте, в Правительстве готова. Первые осторожные шаги будут предприниматься в ближайшие годы по всей стране, а ускоренными темпами реформа здравоохранения должна пойти на трех полигонах - в Чувашии, Самарской, а также - Саратовской областях. Признаться честно, последнее откровение чиновника лично мне подарило двойственное чувство - понятно, что в этой отрасли надо наводить порядок, причем очень аккуратно. Ясно, что метод региональных экспериментов для этого может быть крайне полезен. Но настораживает даже не боязнь оказаться в качестве подопытных кроликов. Над всеми нами собираются проводить пусть увлекательный и, дай Бог, полезный, но эксперимент, не спрашивая предварительно, хотим ли мы этого сами. И в этом элементе уважения к гражданину нас опередила даже среднеазиатская Киргизия!  

Сергей Губанов, Балаково

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики