ОСОБОЕ МНЕНИЕ. СНИМИТЕ С РУЧНИКА НЕРЫНОЧНЫЙ СЕКТОР
Автор: Протасова Ольга
Регион: Саратов
Тема:  Экономика
Дата: 15.08.2003

Сегодня практически все отрасли российской экономики освоили непростую науку жить по законам рынка. Не поддается только жилищно-коммунальное хозяйство.

Как только не называют, вернее, не обзывают "коммуналку" - "черная дыра", "язва на теле страны", "тормоз перестройки". Кто только не пытался вывести ее из комы. Переходящее знамя реформы ЖКХ поднимал Борис Немцов, подхватывал Герман Греф со своим Центром стратегических разработок. Понесли, понесли и устали, сложив знамя к ногам президента. Потому что по большому счету не удались реформы. По двум причинам: не было в отрасли достаточно мощной фигуры лидера и полноценной менеджерской программы. Короче, не было у ЖКХ Чубайса и чудесного китайского пути. Сейчас, правда, Чубайс в "коммуналке" есть. Но не с его кармой (испорченной приватизацией) спасать умирающего. Увидав светлый лик Анатолия Борисовича и услышав его планы по реанимации, коммунальщики и вовсе забились в предсмертных судорогах: "он нас в конец погубит!" Хотя практически все, что планировал глава РАО в деле переустройства собственного хозяйства, ему удавалось. Поэтому сегодня с надеждой смотрят на президента: подхватит или не подхватит? Политтехнологи переживают: возьмется за ЖКХ - ай, какие проблемы будут с рейтингом. Здесь вспоминается знаменитая фраза Михаила Жванецкого: "Как он не хотел брать на себя!" Посмотрел президент на все это безобразие и решил для начала дать понести нелегкую ношу личной ответственности своим полпредам. Потенциал и влияние полпредства давно уже никому особых надежд не внушают, а посему остается надеяться - может, умные головы все же выдадут стране внятную и эффективную программу. Что же до рецептов, то на сегодняшний день общественности представлен в определенном смысле революционный доклад руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина под названием "Нерыночный сектор: структурные реформы и экономический рост". Обсудить данные разработки с автором доклада удалось на очередном семинаре Клуба региональной журналистики. Оговоримся сразу, данный доклад - не принятый правительством сценарий, а один из вариантов, по которому могла бы пойти страна.

Сектор боли

В структуре российской экономики можно выделить три сектора. Первый - экспортный, в основном топливно-сырьевой, который объединяет около 3 млн занятых. Во втором, ориентированном на внутренний рынок, трудятся примерно 40 млн занятых. Третий сектор, названый Е. Ясиным нерыночным, кроме бюджетной сферы, включает естественные монополии, ЖКХ, а также явно или скрыто субсидируемые предприятия других отраслей. Все три сектора находятся в крайне неравных условиях, и это, по мысли автора, является важным препятствием для развития экономики в целом.

Особенно негативную роль играет сохранение нерыночного сектора в отраслях, где могут быть нормальные рыночные отношения. Государственное регулирование позволяет занижать цены на продукцию и искусственно поддерживать на плаву неконкурентоспособные предприятия, что замедляет процессы естественного отбора. А посему входящие в нерыночный сектор отрасли приходят в упадок. Удержание низких цен в нерыночном секторе мотивируется низкими доходами населения, но на деле именно занижение цен диктует мизерные зарплаты, особенно в бюджетном секторе.

Модернизация в нерыночном секторе идет крайне медленно. Е. Ясин считает, что для рывка экономике не хватает не столько инвестиционных капиталов, сколько стимулов. И приводит в пример посткризисный год: лучшие показатели роста эффективности экономики пришлись на 1998-1999гг., а затем с ростом цен на нефть темпы роста начали медленно, но верно снижаться.

В качестве такого стимула автор предлагает структурный маневр, целью которого могло бы стать сокращение нерыночного сектора, усиление конкуренции и выравнивание относительных цен. А также ускорение структурных реформ в газовой промышленности, электроэнергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве (имея в виду выделение в них конкурентного сектора и либерализацию цен). Он не говорит, что данный маневр пройдет безболезненно. Ожидается, что внутренние цены на газ могут повыситься до 50 долл./1000 куб. м, на электроэнергию - в среднем до 4 центов за 1 кВт/ч, при полной ликвидации перекрестного субсидирования. Тарифы на ЖКУ могут увеличиться примерно на 50%, а расходы населения на их оплату с учетом ликвидации дотаций ЖКХ и льгот по оплате жилья - в 2,1 раза.

Спасите наши души!

Помилуйте, скажет читатель, это же натуральная либерализация цен в "коммуналке!" Еще одна шоковая терапия! Да как же так, мы еще от гайдаровской не оправились! Что же будет, если государство вообще перестанет регулировать тарифы!

Действительно, Ясин предлагает либерализацию. И государству придется уступить свое святое право рынку. Но, если мы заглянем в "жировки", по которым ежемесячно оплачиваем коммунальные услуги, то обнаружим, что при исполнении своих надзорных функций государство уже довело нас до 80-90-процентной оплаты ЖКУ. Но при этом мы так и не дождались гарантий на качество. То есть формально гарантии есть, и даже законы имеются, защищающие наши потребительские права. Но от законов в домах теплее не становится, горячая вода не появляется. А практика отключений давно вошла в нашу повседневную жизнь. Так что не важно справляется государство на данном фронте. Что же до малообеспеченного населения, то, естественно, без поддержки оно либерализацию не переживет. Но вопрос, как поддерживать и за чей счет. Об этом ниже.

Деньги - народу, ЖКХ - свободу

По расчетам автора расходы населения на оплату ЖКУ вырастут примерно на 600 млрд рублей. Предлагается компенсировать их примерно на 80%, в основном за счет повышения зарплаты бюджетникам и пенсий. 20% прироста расходов смогут оплатить наиболее состоятельные слои населения. В докладе проведен сравнительный анализ вариантов компенсаций через жилищные субсидии и через повышение зарплаты бюджетникам и пенсий. Согласно расчетам потребуется повысить зарплаты бюджетникам - на 600 руб. в месяц каждому, пенсий - на 300 руб. в месяц. Ясин считает, что одинаковые для всех надбавки не приведут к росту различий в доходах, но они должны быть четко связаны с их целевым назначением - компенсацией роста расходов семей в связи с повышением тарифов ЖКУ.

Расчеты по консолидированному бюджету показывают, что рост расходов на оплату труда в бюджетной сфере, на услуги ЖКУ для бюджетных учреждений, на жилищные субсидии и пособия на детей можно покрыть прежде всего за счет мобилизации в бюджет природной ренты в газовой промышленности (более 300 млрд руб.), нефтедобычи (70-100 млрд), а также увеличения поступлений в бюджет обычных налогов. От других отраслей поступления уменьшатся, но также сократятся расходы на дотации ЖКХ и льготы по оплате ЖКУ. В итоге получается положительное сальдо примерно на 100-130 млрд рублей, которые могут пойти на снижение корпоративных налогов. Эти показатели учитывают также покрытие временного дефицита пенсионного фонда. По мысли автора, ликвидировать дефицит возможно, если произойдет рост и легализация оплаты труда, а также повышение пенсионного возраста, от которого стране в ближайшей перспективе не уйти, независимо от того, примет она или нет предложенный сценарий.

Бояться реформ - из грязи не вылезать

Надо сказать, на территории бывшего "нерушимого" не все так, как в России, боялись структурных реформ в "коммуналке". Страны Балтии прошли их сразу, вместе с рыночными реформами первой волны. Правда, продиктованы они были острой необходимостью. Поскольку Россия перестала поставлять Прибалтике дешевые ресурсы. В 1995-1996 гг. тот же маневр совершил Казахстан. В социальном плане обошелся он дорого. Страна целыми днями собирала сушняк, чтобы отапливать дома, в перерывах на обед устраивая акции протеста. Но спустя год "коммуналка" встала на ноги, и сегодня в Казахстан ездят осваивать положительный опыт. Действительно, во всех этих случаях маневр был оплачен за счет населения. Сейчас, считает Ясин, в России он может быть осуществлен без жертв со стороны населения, и при этом будут созданы стимулы для роста производительности труда и энергосбережения. Есть возможность выбрать более осторожную или более решительную стратегию его проведения, сообразуясь со складывающимися обстоятельствами. Но, вероятней всего, растягивание сроков приведет к тому, что структурные реформы придется проводить в условиях менее благоприятной конъюнктуры.

На лево пойдешь…на право пойдешь…

Сегодня страна, вроде фольклорного витязя перед камнем, находится на распутье. Экономическая цель ясна: удвоение ВВП. Но какой путь приведет к ней? В докладе проанализировано три сценария развития российской экономики. Первый cценарий - инерционный; второй - ускоренного роста; третий - структурного маневра. Инерционный предполагает сохранение сложившейся структуры экономики, ее зависимость от конъюнктуры мировых рынков сырья и энергоносителей. Замедленный темп институциональных реформ. Если Россия будет двигаться в данном направлении, прогнозируются низкие (2-3% в год) и при этом падающие темпы роста. По сути, рост лимитирован ростом внешнего спроса на продукцию сырьевого экспорта. Правда, именно этот вариант весьма вероятен в силу спонтанности реализации, нетребовательности в отношении активности социально-экономической политики. Но Ясин считает его неприемлемым.

Сценарий ускоренного роста предполагает интенсивные институциональные реформы, либерализацию и дебюрократизацию экономики, снижение налогового бремени при частичном перераспределении финансовых ресурсов из первого сектора экономики сектора во второй. А также постепенное реформирование естественных монополий и искусственное сдерживание роста доходов населения с целью увеличения накоплений государства для своего развития. Предполагаемые темпы роста выше (до 4-5% в год), но они также имеют тенденцию к снижению в 2008-2010 годах. У автора есть сомнение, что увеличение накоплений во втором секторе будет достаточным стимулом для повышения конкурентоспособности продукции, снижения издержек и роста эффективных инвестиций.

Сценарий структурного маневра, описанный в докладе, также предполагает интенсивные институциональные реформы, а также увеличение природной ренты. Но при этом деньги предполагается перевести прежде всего в пользу населения, а не второго сектора экономики. Расчеты показывают, что в этом сценарии в 2005-2007 гг. возможно кратковременное снижение темпов роста (вследствие роста издержек) до 2-3% в год. Но затем, в 2008-2010 гг., ожидается повышение темпов роста до 5-6% и даже более, в случае удачного проведения структурных реформ. Расчеты доказывают, что структурный маневр реален и привел бы к серьезным позитивным сдвигам в структуре российской экономики.

По сути, в докладе очерчен диапазон выбора экономической стратегии на перспективу до 2010 года. Центральный вопрос - проводить или не проводить структурные реформы, если они в ближайшей перспективе будут препятствовать достижению наивысших темпов роста? На него придется отвечать кормчему.  

Ольга ПРОТАСОВА, Саратов. Еженедельник "Неделя области", 13 августа 2003 года.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики