В 2005 году ветераны могут лишиться большинства льгот на совершенно законном основании
Закон, который позволит это, недавно принят Государственной Думой и называется "Об общих принципах организации власти в субъектах Российской Федерации". Казалось бы, какая связь между "принципами организации власти" и льготами? Оказывается, самая что ни на есть прямая…
ЛЬГОТЫ ЕСТЬ, ДЕНЕГ НЕТ
Недавний "троллейбусный кризис" в Петрозаводске в очередной раз показал всю несостоятельность нынешней системы предоставления льгот (см. "Губернiю" №30 от 23.07.2003 г.). Налицо "полуреволюционная" ситуация: "верхи" уже не могут управлять по-старому, но "низы" жить по-старому пока еще хотят. То есть хотят пользоваться всеми льготами, которые в свое время им предоставил закон. И возгласы о том, что любое ограничение льгот является нарушением закона, совершено справедливы.
Нарушать закон нельзя, не нарушать - не получается. На 4 триллиона рублей консолидированного бюджета страны на 2003 год государство имеет расходных обязательств на 6,5 триллионов. И даже приостановление действия 97 законов (к примеру, отмена ряда льгот почетным донорам) позволило "сэкономить" всего 1,4 триллиона. Экономия эта от лукавого - законы не отменены а всего лишь приостановлены, людям вроде как дано понять, что когда-нибудь льготы вернутся. Спешим огорчить: вряд ли. Во всяком случае, в Карелии.
КТО БУДЕТ ПЛАТИТЬ?
В этом вопросе - самая главная проблема. Сейчас практически все льготы и пособия должен компенсировать федеральный бюджет, это закреплено действующими ныне законами. Другой вопрос - оплачиваются они в полном объеме или нет. Но так или иначе, региональные власти обязаны Закон исполнять. Прокуратура не спит, и как только намечается малейшее покушение на законные права граждан, сразу же реагирует.
Новый закон все переиначивает. Самое главное - исполнение многих обязательств передается на уровень субъектов федерации.
Замечу сразу - речь идет не только о льготах и пособиях. Центр передает на уровень субъектов федерации и другие, не менее затратные и важные полномочия. Вот основные из них:
- выплата детских пособий
- установление и финансирование льгот ветеранам труда
- социальное обеспечение населения и служба занятости
- расходы на техникумы и ПТУ
- противопожарная безопасность
- оздоровительные кампании детей и подростков
- поддержка сельского хозяйства
- финансирование школ
- адресные жилищные субсидии
- платежи в медицинское страхование за неработающее население
ЧТО ЭТО ОЗНАЧАЕТ?
Понятно, что на все это денег в регионах вроде Карелии нет и в ближайшее время не предвидится. Придется выбирать приоритеты. Но, к примеру, экономить на противопожарной безопасности нельзя категорически - себе дороже. Хотя противопожарная служба, насколько мне известно, ждет перехода на региональное финансирование с опасением. Школы тоже сильно не сократишь, и обслуживать неработающих в больницах и поликлиниках будут.
Уже сейчас можно предположить с достаточной долей вероятности, кто пострадает в первую очередь. Наверняка будут урезаны дотации сельхозпроизводителям - если в парламенте Карелии не появится сильное аграрное лобби. Очень внимательно "посмотрят" на многие техникумы и ПТУ - нужны ли они в таком количестве? Не исключено, что придется сокращать количество имеющих право на получение жилищных субсидий. Для этого достаточно повысить максимальную долю расходов на оплату жилья, после которой субсидия предоставляется. Примерно так же - по многим другим расходным статьям.
А что же льготы и пособия? Они, скорее всего будут, но мы их можем и не заметить. Достаточно заменить в региональном законе слово "бесплатный" на слово "льготный". И тогда уже совершенно законным станет, к примеру, платный (но со скидкой) проезд в общественном транспорте для тех же ветеранов. То же самое по детским пособиям - можно назначить их, к примеру, в размере 5 рублей в месяц: вроде оно есть, а вроде и нет. И прокуратуре придраться будет уже не к чему. Да и все остальные льготы могут быть сильно пересмотрены: ведь в регионы передается не только финансирование, но и УСТАНОВЛЕНИЕ льгот ветеранам труда.
МАЛЕНЬКАЯ НАДЕЖДА
Она все же существует. Во-первых, новый закон очень большой, касается не только передачи части полномочий. Он в принципе должен изменить сложившиеся взаимоотношения между федеральным центром и субъектами федерации. Именно в связи со своей революционностью он вступит в силу только с января 2005 года: для того, чтобы новый закон не противоречил остальному законодательству, необходимо внести поправки в 123 закона Российской Федерации. А это, согласитесь, очень большая работа. Кто знает, может с извечной российской расхлябанностью и не поспеет Госдума к сроку, и тогда вступление в силу нового Закон придется отложить.
Вторая надежда связана с возрождением экономики республики. Ведь понятно, что в той же Москве, к примеру, наверняка все льготы останутся, если не добавятся. Новый закон дает возможность богатым регионам жить еще богаче, а бедным - увы - еще беднее. Чем больше денег будет в нашем бюджете, тем менее болезненным будет переход. Только вот, глядя на то, что происходит в республике, надежда эта кажется слишком уж призрачной, а первый вариант - гораздо более вероятным.
Так или иначе, поживем - увидим.
Григорий ВОЕВОДИН, Петрозаводск
Газета "Губернiя", № 33 (376), 13-19 августа 2003 г.
P.S. По мнению депутата Госдумы Владимира Рыжкова, новый закон, безусловно, достаточно больно ударит по жителям многих регионов России. Тем не менее, по словам Рыжкова, на заседании Госсовета, где обсуждался новый закон, НИ ОДИН РОССИЙСКИЙ ГУБЕРНАТОР не заявил публично что не будет его поддерживать.
письмо
ДЛЯ ССУДЫ - НИЩАЯ, ДЛЯ ПОСОБИЯ - БОГАТАЯ
На дворе август. Зарплата, как обычно, не выплачивается уже 2 месяца, бывший муж не платит алименты 3-й месяц. Дочь отдыхает у дедушки с бабушкой (родители хоть и пенсионеры, но на хлеб с маслом и колбасой хватает). Я сижу на диете и питаюсь зеленью со своего огорода, хотя от куска мяса не отказалась бы.
В общем, ничего дурного не предвиделось. И вдруг на тебе: в самую жару холодильник полетел, утюг сломался, а шуба ещё зимой упала с плеч. Всё это ремонту и починке не подлежит. Как спасательный круг промелькнуло в прессе: "Банк выделяет ссуду на неотложные нужды". Вот что мне надо! Собрала все справки о доходах, расходах, нашла двух поручителей (а это, поверьте, не так просто). "Раскатала губу" на 30 тысяч рублей, сроком на 3 года. Договорилась с родителями, что помогут рассчитаться. Пришла на консультацию в Банк.
Рассмотрев справки и выслушав, сказали, что просто не имеют права дать мне ссуду.
Прожиточный минимум на человека составляет 2 тысячи рублей (нас двое). Плюс ежемесячный платёж на погашение кредита. Итого мой доход должен составлять не 3 700 руб., а минимум 5 тысяч.
Получается, что мы - малообеспеченная семья. Подумав, что нет в жизни счастья, я решила снова подать на детское пособие. Год назад мне в нём отказали, сказав, что прожиточный минимум у меня в норме (больше на 60 рублей). На этот раз прожиточный минимум соцобеспечению не известен, ждут данных от правительства и мне велели. Самое интересное, что мои доходы в Банке рассматривали "чистыми", как принято говорить, с вычетом разных налогов и т. д. В соцобеспечении мои доходы рассматривали в "грязном" виде, т. е. без всяких вычетов. Получается, что на получение ссуды в банке я не состоятельный человек, а на получение детского пособия - состоятельный. Скажите, люди добрые, что мне делать: сидеть у разбитого холодильника или всё-таки искать истину? 
Григорий ВОЕВОДИН, Петрозаводск. Газета "Губернiя", № 33 (376), 13-19 августа 2003 г.

|