Закупки товаров, услуг и работ для собственных нужд - типичная проблема для любого государства, которое мало-мальски задумывается об эффективности использования бюджетных средств. Речь идет о расходах, приближающихся сегодня к триллионам рублей. Это деньги, которые используются только из федерального бюджета. И, конечно, возникает вопрос, а насколько эффективно распределители этих самых бюджетных средств тратят деньги? Об этом разговор нашего корреспондента с заместителем министра экономического развития и торговли РФ Андреем ШАРОНОВЫМ.
— Андрей Владимирович, во всем мире существует такое проверенное веками средство повышения эффективности использования денег, как публичные торги. Распределитель средств, причем вовсе не обязательно бюджетных, любая уважающая себя корпорация, проводят конкурсы для того, чтобы закупить подешевле и на более выгодных условиях товары, услуги, подрядные работы, а потом уже производить свои товары, услуги, работы. Насколько это получило распространение у нас? Какова ситуация на сегодня в России?
— Доля государственных закупок от валового внутреннего продукта, который сейчас базируется в районе 10 триллионов рублей, составляет 6,4 процента. Если сделать сравнение по объемам закупок на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, то нетрудно увидеть, что мы продвигаемся вперед, но очень медленно. Половина всех контрактов федерального уровня в прошлом году заключена на конкурсной основе. Еще четверть - у единственного заказчика, то есть никакого конкурса вообще не было. И незначительная часть контрактов приходится на закрытые конкурсы, когда приглашения рассылаются нескольким организациям по усмотрению государственного заказчика.
— Насколько может быть эффективна конкурсная система? Что на этот счет говорит статистика?
— Способ определения этой самой эффективности очень прост: достаточно вычислить разницу между стартовой ценой, которая объявляется государственным заказчиком перед всеми участниками, и ценой, по которой заключается государственный контракт. В минувшем году сокращение финансовых расходов (то есть полученная экономия) составило 35 миллиардов рублей. Сумма приличная. Особенно, когда мы знаем, что львиная доля закупок все еще осуществляется без конкурса.
— А почему без конкурса? Ведь, как вы уже сказали, именно они могут обеспечить экономию бюджетных средств.
— В связи с тем, что существуют закупки, которые государственные заказчики считают необходимым провести без конкурсов. Но при этом предусмотрено ограничение. Оно в том, что госзаказчики обязаны согласовать внеконкурсную закупку с уполномоченным органом минэкономразвития. В прошлом году мы получили 2113 запросов, из которых согласовали 1651. Отказали в 250 случаях. Отправили на дополнительное рассмотрение — 212. Как правило, согласовываются закупки услуг монопольного характера. Например, услуг тепло- водо- и электроснабжения. А также закупки у единственных исполнителей, коль других нет. Это касается производства сложных видов продукции. Например, подводной лодки определенного класса, которая изготавливается одним главным подрядчиком. По данным Госкомстата в России было проведено более 46 тысяч конкурсов на размещение заказов по поставке работ и услуг. И примерно в 20 раз больше закупок продукции другими способами, то есть закупка у единственного производителя. Есть и еще один способ. Способ запроса ценовых котировок. То есть закупок, когда государственный заказчик покупает однородную продукцию, которая имеется на рынке. Например, скрепки, компьютеры, туалетную бумагу.
— Получается, что конкурсные закупки можно расширять и далее? Ведь выгодно для бюджета, а следовательно, для всех нас.
— В среднем в каждом конкурсе приняло участие 5 поставщиков. В том числе в открытом — 6. Выиграли конкурсы 103 тысячи поставщиков, из которых 99,7 процента - отечественные. Совсем немножко - белорусских и иностранных. Очень мала доля субъектов малого предпринимательства. Рассуждать на этот счет не надо: естественно, они должны получать государственных заказов больше. Стало быть эту проблему предстоит решать. По итогам конкурсов было заключено около 139 тысяч государственных контрактов, стоимость которых составила 305 миллиардов рублей. А это означает, что речь идет об экономии чуть более десяти процентов средств. Мировая практика говорит, что правильно организованные конкурсы позволяют экономить до 20-25 процентов стоимости.
— В таком случае, что нам мешает выйти на мировые показатели?
— Я бы первым делом остановился на законодательстве, которое у нас по-прежнему разрозненное. Базовый закон, так называемый № 97 ФЗ от 1999 года, к сожалению, не столь подробно все описывает. В основном только один способ из возможных закупок - конкурсы. А ведь помимо конкурсов существует еще внеконкурсное размещение. И именно там больше всего гнездятся проблемы. Кроме него, есть еще законы, которые описывают проблему государственных закупок и применение конкурсных процедур: закон о государственном оборонном заказе, закон о государственном резерве, закон о поставках сельскохозяйственной продукции и т. д. Также действует указ президента № 305, который как раз и является единственным нормативным актом, описывающем внеконкурсные методы размещения заказа. Тем самым он как бы прикрывает дыры в нашем законодательстве.
Хочу подчеркнуть, что прокуратура пытается оспорить этот закон, поскольку с выходом его указ формально должен быть отменен. Но поскольку закон в момент его прохождения трансформировался от полноценного до такого достаточно ущербного, и из него выпали все вопросы внеконкурсного размещения, то у нас он продолжает действовать. Сейчас нами подготовлен проект нового закона, который внесен в правительство. Параллельно и депутаты, воспользовавшись одной из наших предыдущих версий, предложили его к рассмотрению в Государственную Думу. Получается, что скоро появится полноценный закон прямого действия.
— В таком случае немножко расскажите о том, чем будет отличаться новый закон от предыдущего?
— Если говорить о проблемах ныне действующего закона, то они в неполноте правового обеспечения, нечетком прописывании регламента и процедур закупок, что позволяет государственным заказчикам злоупотреблять своими правами и достаточно часто ущемлять участников конкурса и поставщиков. Это ущемление начинается с момента объявления о проведении конкурсов. Существует издание "Конкурсные торги", которое по постановлению правительства - официальное. Госзаказчики обязаны публиковать объявления именно там, чтобы все поставщики знали, что есть только один источник информации, из которого можно взять сведения обо всех конкурсах. Первое и достаточное типичное нарушение в том, что объявление публикуется где угодно, но не там, где надо. Таким образом многие желающие побороться за заказ, ничего не знают о нем.
Еще одно нарушение. Закон предписывает сроки между объявлением о конкурсе и подведением его итогов — не менее 45 дней. А заказчики сокращают этот срок до нескольких дней, что, понятно, тоже ставит учстников в неравные условия. Это не конкуренция! В итоге опять кто-то имеет возможность лучше подготовить заявку.
Следующая проблема - некорректная формулировка технического задания. Некорректность прежде всего в том, что госзаказчики скорее всего умышленно узко формулируют требования к закупаемой продукции, а в результате преимущество или вообще эксклюзивные права на покупку только у одного кого-то. Другие ухищрения: абсолютно непонятны критерии продукции. А в публикации написано так и не иначе. Или вот еще один интересный "финт". Вы играете на одних условиях, а победитель конкурса получает контракт на других условиях, с другой суммой или с другим числом поставки и так далее. Ко всему стоит добавить и низкую ответственность руководителей государственных заказчиков. Они не несут персональную ответственность. Или несут ее, но не в надлежащей мере за нарушение законодательства о покупках.
— А что можно предпринять, чтобы механизм закупок с интересах государства был без изъянов?
— Все негативное, что выявляется в ходе работы, мы стараемся учесть на будущее. И прежде всего жаждем изменений в законодательстве. Например, в новом законе уже снимаются жесткие ограничения на участие иностранных поставщиков. Сейчас действующий закон запрещает прибегать к услугам зарубежных поставщиков, если эта продукция изготавливалась хотя бы одним иностранным производителем. Конечно, есть логика в том, что мы всячески должны поддерживать отечественного производителя. Однако до определенного уровня. Если мы ставим во главу угла эффективность расходования бюджетных средств, то тогда нужно потихонечку открывать наше пространство для иностранных поставщиков. Все для того, чтобы наши отечественные поставщики тоже ориентировались на стандарты качества стартовой цены товаров, услуг и работ, которые закупаются для государственных нужд.
И еще один важный момент. Закон впервые распространяется не только на закупки для федеральных нужд за счет средств федерального бюджета, но и на все государственные закупки. То есть впервые он покрывает сферу закупок и из региональных бюджетов, что очень важно. Впервые введены конкурсные и внеконкурсные виды закупок, то бишь жестко прописано, что такое запрос ценовых котировок, что такое запрос у единственного заказчика, в каких случаях это может применяться. Исчерпывающим образом описаны требования к конкурсной документации, критерии и структура сопоставления внеконкурсных заявок, порядок проведения протокола и так далее.
Даны определенные особые режимы для заказов в интересах обороны и безопасности, поскольку сейчас зачастую принадлежность того или иного товара нуждам обороны и безопасности рассматривается госзаказчиками, как возможность не использовать конкурсные процедуры, что, конечно же, неправильно. Впервые представлен механизм обеспечения заявок на участие в конкурсе, ведь должны быть защищены не только потенциальные поставщики, но и госзаказчик. Все потому, что бывают такие случаи, когда побеждает заявка, которая очень выгодлно отличается по цене и качеству, но оказывается мыльным пузырем.
- А предусмотрена ли возможность административного обжалования действий и бездействий государственных заказчиков? Ранее приходилось слышать немало жалоб именно по этому поводу.
— Такая возможность предусмотрена. Это очень важно! На сегодня мы, являясь уполномоченным органом, тем не менее не имеем никаких прав по обжалованию результатов конкурса, по приостановке проведения конкурса или подписания контракта. Мы можем только запрашивать информацию о государственных заказчиках на том или ином конкурсе, выносить свое суждение о том, насколько справедливо, законно или нет проведен конкурс. А это суждение никакой правовой силы не имеет. Мы можем только рекомендовать госзаказчику пересмотреть результаты или произвести какие-то действия, поскольку считаем, что конкурс прошел с нарушениями. Единственный механизм, который сейчас действует - это механизм судебной защиты, когда проигравший поставщик или участник конкурса может в судебном порядке что-то оспорить. Сейчас же появляется еще одна возможность - механизм административного обжалования. Он позволяет не доводить дело до суда. И последнее. Предусмотрен так называемый механизм позитивной дискриминации, который дает преимущества для двух категорий: предприятий и организаций инвалидов, а также системы исполнения наказаний. Все это в итоге сулит хорошие перспективы в деле закупок в интересах федеральных государственных нужд. 
Александр СТАВРИЕЦКИЙ, Тамбов. Еженедельная областная газета "Гала-клуб" № 33, 13 августа 2003 года.

|