ПОДВОДНЫЕ КАМНИ РЕФОРМ
Автор: Миронова Галина
Регион: Новочебоксарск
Тема:  Реформа ЖКХ , Проблемы образования
Дата: 19.08.2003

Реформирование ЖКХ началось в 1997 году, однако в отрасли за пять с лишним лет мало что изменилось. Разве только структура управления.

И, конечно же, безудержно растут тарифы. По-прежнему протекают крыши, на два с лишним срока дольше эксплуатируются дома без капитального ремонта, не достучаться до сантехников. Словом, застойный кризис продолжается. А причина, скорее всего, в том, что в отрасли жилищно-коммунального хозяйства нет самого главного - рыночных отношений. ЖКХ-монополист просто не даст им появиться. Согласен ли с таким предположением журналиста министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства ЧР В.КОВАЛЕВ?

- То, что это монополист, согласен. В ряде регионов, в Саратовской области, например, один монополист - здесь все коммунальные сети принадлежат области. У нас монополистов больше - "Чувашэнерго", тепловые сети городов и районов, предприятия, от которых снабжается теплом часть некоторых городов.

С другой стороны, с монополистами, наверное, и проще. За последние три года мы сумели навести порядок - сейчас, считаю, тарифы экономически обоснованные. Проблема в другом. Иногда непонятно, как государство управляло строительством объектов жилищного комплекса: закладывались заведомо неэффективные схемы теплоснабжения. Почему? Корни зла уходят в середину 70-х годов, когда мир переживал так называемый энергетический кризис. Все страны преодолели его, снизив потребление тепла, электроэнергии в разы. В России их удельный расход в три раза выше. Расплачиваются, естественно, потребители.

Давайте сравним нашу страну и Финляндию, где примерно такие же климатические условия. У нас потери тепла на теплотрассе составляют порядка 25 процентов, у них - 2, КПД котла 0,7-0,8 процента, в Финляндии - 90. Финны живут в домах, на обогрев которых расходуют в три раза меньше тепловой энергии, чем россияне при аналогичной температуре атмосферного воздуха. Таким образом, мы имеем самую неэффективную коммунальную систему в мире.

- А как сделать ее эффективной?

- Мое видение такое: есть проблема тактическая (как правильно подготовиться к зиме) и есть проблема стратегическая.

С первой - справимся. Запасены 48 тысяч тонн мазута, угля на 30 процентов больше, чем в прошлом году. Для населения уже защитили лимиты газа, только оплачивать его надо заблаговременно.

Не все хотят применять технологии по энергосбережению. Несколько чувашских компаний производят частотно-регулируемые приводы, позволяющие экономить от 20 и более процентов стоимости электроэнергии. Эти устройства пользуются спросом в других регионах, но не в Чувашии. А все потому, что у нас среднеотпускной тариф электроэнергии - 72 копейки. Выгоднее внедрять их там, где тарифы выше.

Но плохи не высокие тарифы, а высокие платежи. Они связаны с объемом потребления. Сейчас в магазинах продаются высокоэффективные осветительные лампочки китайского производства. Почему в Китае целесообразно их производить? Да потому, что там киловатт-час электроэнергии стоит 8-10 центов, у нас - 2 цента. Значит, мы так и будем расходовать для освещения квартир в 6-7 раз больше электроэнергии, чем в Китае.

- По мнению научного руководителя государственного университета - Высшей школы экономики Евгения Ясина, проблему в ЖКХ можно решить, повысив цены на коммунальные услуги, в том числе на газ, электроэнергию, до рыночной стоимости. При этом ликвидировать все льготы, дотации, субсидии, а высвободившиеся бюджетные средства плюс дополнительные доходы от налогообложения "Газпрома", РАО "ЕЭС" и локальных монополий направить на повышение заработной платы бюджетникам и пенсий. Мотивировка: чрезмерные жилищные субсидии, выделяемые гражданам, не будут стимулировать их трудиться.

- К сожалению, сейчас большая часть экономики в тени. Задача номер один: увеличить благосостояние большинства населения. Заработную плату, однозначно, надо установить достойную, чтобы учителя не брали денег с родителей, врачи - с больных. Однако она должна быть связана с результатами труда.

Точка зрения Ясина приемлема. Если людям не платить субсидию, то они будут себе выбирать квартиру исходя из того, сколько она стоит, во что обойдется хозяину эксплуатация. Почему мы отказываемся от некоторых российских автомобилей? Купишь его, образно говоря, за рубль, а ежегодно будешь платить за ремонт два рубля. Импортный, даже подержанный, более надежный и менее прожорливый. Так же и в жилищно-коммунальной сфере. Там, где действуют кондоминиумы, жильцы за услуги платят значительно меньше. А все остальные "сидят" на "Запорожцах".

Наполовину простаивает ТЭЦ-2 - она недозагружена, так как не в полную силу работают промышленные предприятия. А компенсируется простой за счет потребителей. Приведу пример: едет пассажир на такси до Канаша. Вместо 500 рублей водитель запрашивает 1000 - якобы за обратный проезд. Так вот, люди платят и за то оборудование на ТЭЦ-2, которое не задействовано. Резервное понадобится, когда предприятия будут нуждаться в дополнительной энергии. Тогда и эффективность теплоцентрали возрастет, и себестоимость снизится. Кстати, раньше Чувашия продавала часть электроэнергии за рубеж. Сейчас, при нынешних ценах на энергоресурсы на федеральном оптовом рынке энергии и мощности, выгодно закупать ее: теперь мы "сидим" и на электрическом проводе, и на газовой трубе, то есть энергозависимые.

- Несмотря на то, что эксплуатируем собственную ГЭС.

- Она покрывает лишь 40 процентов потребности. Чтобы увеличить мощности, надо поднимать уровень воды. А для этого следует принять совместное компромиссное решение трех регионов, входящих в зону затопления.

- Чего ожидать людям от реформы в электроэнергетике?

- Чебоксарская ГЭС остается в составе ОАО "Чувашэнерго", а оно, как и многие подобные структуры в регионах, к 2006 году будет ликвидировано. Появятся территориальные генерирующие, сбытовые, сервисные компании, федеральная сетевая. Это означает, что тарифы в регионах выровнятся: жителям Марий Эл, к примеру, будет тогда не обидно, что в Чувашии за свет платят меньше.

- Но Анатолий Чубайс обещает снизить тарифы. К тому же он предлагает реформирование ЖКХ по той же схеме, что и РАО. Вы с ним согласны?

- Я ему отдаю должное в том, что экономику энергетики он перевел в денежную сферу. Ликвидировал зачеты-перезачеты, искоренил воровство. Если бы не отказались от взаимозачетов, попали бы в огромный кризис.

Однако не верю, что резко будут снижаться издержки производителя и тарифы. Начнет развиваться прежде всего рынок энергосбережения, а тарифы увеличатся. Но большой беды в этом не вижу.

Идея реформирования российских коммунальных сетей, по сути, здравая. Если, конечно, у Чубайса будет достаточно ресурса, прежде всего человеческого, а также согласие регионов (многие главы должны признать, что его менеджмент сильнее). Кстати, в Чувашии уже разработана программа реформирования и модернизации ЖКХ, где четко прописаны структурные изменения, а вот имущественный комплекс остается в собственности муниципалитетов.

Должна появиться структура, не обремененная долгами. Сейчас больше половины предприятий ЖКХ на стадии банкротства. Ситуацию проанализировали. Нестабильное финансовое положение сложилось из-за неразумного тарифного регулирования и неполного возмещения затрат из федерального бюджета по предоставлению льгот отдельным категориям граждан. В Чувашии бюджетное недофинансирование составляет свыше 100 миллионов рублей (в России это десятки миллиардов), но наша республика на фоне других считается благополучным регионом. Деньги у нас отслеживаются через казначейскую систему и используются строго по целевому назначению.  

Галина МИРОНОВА, Новочебоксарск. "Грани", №183-185, 16 августа 2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики