С начала перестройки мы привыкли, что реформы идут сами по себе, а народ живет сам по себе, ничего в этих реформах не понимая и не признавая их. Экономисты, витая в высоких научных сферах, оперировали "многоэтажными" формулами, уверенные, что самостоятельно сумеют наладить и запустить механизмы рыночной экономики. И удивлялись, почему "не идут", вязнут обоснованные реформы. А народ на идеи "реформаторов" откликался столь же "многоэтажными" выражениями, поскольку от нововведений жить лучше не становилось.
Теперь, годы спустя, и к тем и к другим приходит осознание, что научные расчеты невозможно претворить в жизнь в отрыве от менталитета граждан. Не случайно "дедушка российского либерализма", научный руководитель ГУ "Высшая школа экономики" Евгений ЯСИН, выступая на форуме клуба региональной журналистики, представил свой доклад "Модернизация экономики и система жизненных ценностей". По словам Евгения Григорьевича, нельзя оценивать результаты реформ простым сравнением валового внутреннего продукта (ВВП) "до" и "после" преобразований. Действительно, в Советском Союзе ВВП был на 25% больше, чем сегодня. Но сейчас ВВП - это востребованные (и оплаченные) на рынке товары и услуги. А в прежние времена ВВП во многом составляло производство оружия (бесплатно или в невозвратный долг, переданный "братским странам"), а также неоплаченные товары, годами пылившиеся на полках магазинов из-за их низкого качества и неудовлетворительных потребительских свойств. За последнее десятилетие Россия преодолела несколько реформаторских этапов. Сначала была либерализация и стабилизация экономики. Затем грянул обвал 1998 года, после которого начался восстановительный рост, определение новой экономической инфраструктуры. Наконец, сегодня мы стоим на пороге формирования новых институтов гражданского общества, новых ценностей, новой культуры. "Без смены системы ценностей, - особо подчеркнул Евгений Ясин, - повышать конкурентоспособность российской экономики невозможно!" Среди основных пороков современной экономики Евгений Григорьевич отметил четыре: концентрацию собственности и власти, преступность, коррупцию и теневую экономику. Причем все они взаимосвязаны!
Концентрация собственности в руках одного лица (или группы лиц) создает неравенство условий конкуренции. Власть потихоньку сращивается с этой частью бизнеса, и они вместе начинают "давить" развивающихся предпринимателей, способных создать конкуренцию уже сложившейся на местном рынке "могучей кучке". Власть, разумеется, имеет определенную "мзду" за свои услуги. Кроме того, появляется возможность "качать денежку" с других предпринимателей, желающих занять свою нишу на рынке. Таким образом, процветает коррупция. Рынок регулируется уже не законами честной конкуренции, а мздоимством чиновников, и процветает не тот, кто эффективнее работает или предложил лучший и более дешевый товар, а тот, "кто ближе к власти" или "кто дал на лапу". Получается некий псевдорынок. Это плохо и для экономики (не развивается эффективное производство, не могут пробиться на рынок новые товары и услуги), и для граждан (люди вынуждены покупать более дорогой товар худшего качества). А главное - только народившийся класс предпринимателей усваивает дурную психологию: "не подмажешь - не поедешь", чем способствует дальнейшему разрастанию коррупции. Разумеется, в таких условиях процветает теневая экономика. Более 20 миллионов россиян "самозаняты": то есть они где-то зарабатывают на жизнь, но при этом не платят ни налогов, ни взносов в Пенсионный фонд.
Граждане часто пеняют на "плохие законы", которые-де и служат виновниками всех бед. На самом деле 90% наших законов "списаны" с законодательства других стран. Там они почему-то работают, у нас - нет. Конечно, большая часть их тормозится, видоизменяется, а то и вовсе "выворачивается наизнанку" исполнительными властями на региональном и муниципальном уровне. Еще классик говорил, что "суровость законов российских компенсируется необязательностью их исполнения". Но есть и еще одна, более веская причина: мировоззрение людей. Россияне в большинстве своем испытывают "комплекс гражданской неполноценности" и упорно считают, что "у нас все плохо, так было, есть и будет, и ничего уже не изменить". Особенность России в том, что здесь сегодня "уживаются" вместе сразу три системы ценностей: традиционные (патриархальные), советские и либеральные. Это хорошо отражено в государственной символике: двуглавый царский орел, советский гимн и либералистский трехцветный стяг. Позабытый ныне Карл Маркс был прав, утверждая, что "бытие определяет сознание". Традиционные ценности россиян формировались под влиянием нескольких факторов. Во-первых, практически беспрерывное состояние войны (то с кочевниками-степняками, то промеж собой), а значит - укоренившееся чувство "мобилизации", готовности мгновенно бросить плуг (не заботясь более об урожае) и обнажить меч. Во-вторых, местонахождение России в зоне рискованного земледелия, длинные морозные зимы, которые приходилось проводить на печи. В таких условиях едва ли могли сформироваться "трудоголики". На этот "генно-исторический" опыт намекают сегодня многие идеологи. Но хватит "кивать" на "кондовую Русь"! Пора осознать, что этот опыт давно уже не имеет значения! Еще в начале 90-х годов ХХ века среди россиян стали преобладать горожане во втором поколении, родившиеся и выросшие совершенно в новых условиях. По исследованиям психологов и социологов, сегодня россияне по мировоззрению разделяются в следующей пропорции: традиционные (патриархальные) ценности поддерживают 19,6%, советские - 27,5%, либеральные - 45,1%. Так что кадры для реформ есть, они уже "дозрели". Так в чем же дело? Что мешает развиваться обществу? Прежде всего - консерватизм в мышлении. Каждый уже изменился, но думает, что остальные остались прежними ("Вот я-то все понимаю и готов к переменам, но мою инициативу не одобрят и не поймут соседи (друзья, коллеги".) Необходимо устранять неуверенность, ломать укоренившееся ощущение "мы не сможем". Пора осознать, что мир развивается от сельскохозяйственного, феодального к обществу свободному, с рыночной экономикой, но не иерархической, жестко управляемой сверху донизу, а либеральной, где важнее горизонтальные связи между равными партнерами-участниками рыночных отношений. Нужно пропагандировать новую систему ценностей, примеры успеха. Потому что процветают сегодня не те, кто восседает на "столпах прошлого", а те, чьи ценности гибко развиваются, согласно новым условиям постиндустриального мира. Разумеется, это не значит, что нужно полностью отказаться от "родовой памяти". Мы уже разрушали "до основанья", и ничего хорошего не вышло. Часть из прошлых ценностей полезна и непреложна, но некоторые уже устарели и лишь тормозят развитие общества.
Главное же, что государственные деятели постепенно пришли к выводу: культура имеет значение, и "насаждать" реформы, не изменяя одновременно систему ценностей, не формируя образ нового "героя рыночного времени", не убедив людей, что "все у нас получится", - значит обречь преобразования на полный провал. 
Роман ТОПОРКОВ, п. Рефтинский (Свердловская обл.). "Уральский рабочий", 11.07.2003.

|
|