ДАЕШЬ СВОБОДУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА??? ДАЕШЬ СВОБОДУ!!!
Автор: Юсупов Газиз
Регион: Уфа
Тема:  Дебюрократизация экономики
Дата: 05.09.2003

Дебюрократизация как идеология нового отношения к малому и среднему бизнесу.

Смотрел ли кто-нибудь из читателей французскую комедию «Откройте полиция»? Если смотрели, то вспомните главного героя, основным источником дохода которого была дань, взимаемая с предпринимателей подведомственного ему района. Об этом типе отношений государства, в лице чиновника, и бизнеса средней руки, в лице предпринимателя, и пойдет речь в этой статье.

Характерной чертой 90-х годов прошлого столетия стал бурный рост малого и среднего бизнеса, выросшего на дрожжах кооперативов времен заката Советского Союза. Многие помнят толпы челноков, перевозящих из одного региона в другой и из-за границы на родину столь дефицитные тогда товары. Чемоданная торговля на фоне правового нигилизма в данной области дала посылки для криминализации этой сферы. Но по мере того, что законность все-таки брала верх, первая волна спортивного телосложения ребят, нагло требующих деньги «за то, что тебе ничего не будет» («Работай, братишка, деньги зарабатывай, да нас не забывай») сменилась монолитом чиновничьего коррупционизма. При том, что внешне все выглядело благопристойно, принцип остался тем же: «…нас не забывай».

Взяточничество расцветало. В чем же причина? Зарплата мала? Не столько в этом дело… Дело в предоставленных возможностях. Homo ekonomikus по определению не может упустить возможности увеличить свое материальное благосостояние. И все возможности были использованы. Использовали закон, который как бы в отместку желающим содержать свой бизнес создавал массу препонов на их пути. Иногда даже не в отместку – просто никто не подумал, как же мешает замшелый ГОСТ пятидесятых годов развитию бизнеса. Чиновника, непосредственно контактирующего с предпринимателем и милостиво закрывающего глаза на несоблюдение этого ГОСТа можно было бы даже благодетелем называть, если бы не мздоимство.

С одной стороны – огромный объем подчас нелепых норм и процедур, несоблюдение которых во многих случаях грозило прекращением бизнеса или крупным штрафом, ставили чиновника на голову выше предпринимателя. С другой стороны, чиновник мог использовать эту возможность «на полную катушку»: затягивая процедуры, придираясь к каждой мелочи.

Предприниматель предпочитал «заплатить и спать спокойно». Разумеется, расходы на нелегальное «содержание» оравы нечистых на руку чиновников из контрольных и надзорных органов бизнесмен автоматически вписывал в себестоимость. В итоге страдало все государство, население которого теряло в объеме доступных ему материальных благ.

Даже в том случае, если бюрократы и не берут взяток, честны и неподкупны, следовало изменить саму систему, имеющую столь высокую себестоимость. Поскольку одно существование заведомо ненужных и зачастую неиспользуемых норм создавало препоны на пути развития бизнеса, в особенности малого и среднего.

Два года назад правительство объявило о начале политики дебюрократизации экономики. О том, как претворяется эта программа в жизнь, основных понятиях и целях, преследуемых ею, рассказала во время своего выступления на семинаре, проводимом Клубом региональной журналистики «Из первых уст» Марина Констаниновна Глазатова, заместитель руководителя Депертамента регулирования предпринимательской деятельности и развития корпоративного управления Министерства экономического развития и торговли РФ.

Что же такое дебюрократизация и дерегулирование экономики?

Государство должно заботиться о том, чтобы любая хозяйственная деятельность на территории страны не приносила ущерба ни здоровью, ни окружающей среде, ни вреда имуществу. В связи с этим, государство регулирует эту деятельность посредством установления правовых норм. Устанавливая нормы, государство устанавливает и контрольные, надзорные органы, которым вменено в обязанность следить за соблюдением выполнения установленных правил. Во время ли регистрации, лицензирования, получения разрешения или отбирания разрешения хозяйствующий субъект контактирует с чиновником. Контакт с чиновником – это особый вид государственного взаимодействия. Это то, что мы называем: «Ах, как много у нас бюрократии».

Дебюрократизация – это устранение из жизни хозяйствующих субъектов избыточной бюрократии.

Если дебюрократизация – это ограничение человеческого фактора (в положительном смысле) в отношениях предпринимателя и чиновника, то дерегулирование – это, кроме того, «изымание из оборота» балласта избыточных норм. То есть дерегулирование есть более широкое действие, охватывающее больший спектр проблем.

Что делается правительством в направлении дебюрократизации?

Два года назад были приняты три закона: «О государственной регистрации юридических лиц», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора».

Все они подписаны президентом в один день – 8-го августа 2001 года. Первые два из них направлены на минимизацию общения предпринимателя с чиновником и максимально возможную формализацию (обезличенность) процедур регистрации и контроля.

Словами М. К. Глазатовой: «Мы хотим, чтобы регистрация юридических лиц в большей степени проходила по почте. Чем меньше личных контактов, тем меньше проблем. Потому, что личные контакты, как правило, у нас превращаются в долговременные и очень затратные для того субъекта, который обращается во властные органы. Поэтому, чем меньше непосредственных контактов лицом к лицу с бюрократом, тем лучше».

Стержнем этих законов является привитие нового отношения к проблемам малого и среднего бизнеса. Если раньше предприимчивый человек действовал, чуть ли не на грани, опасаясь возможности применения тех или иных санкций, то процесс, начатый в законодательном пространстве принятием этих законов, предполагает предоставление большей свободы бизнесу. Вводить запретительные нормы и применение санкций, лицензирование и обязательные к исполнению требования только в тех случаях, когда это исключительно целесообразно с точки зрения защиты общества, государства и в первую очередь потребителя.

Так, законом «О государственной регистрации юридических лиц» число законов и подзаконных актов, регулирующих регистрацию субъектов предпринимательства, свелось к одному. Ранее же процесс «рождения» предприятия регулировался более чем 50-тью нормативно-правовыми документами, большинство норм устанавливались субъектами федерации, и, соответственно содержали различные требования, что явилось причиной того, что предприниматель предпочитал зарегистрироваться в другом субъекте и действовать там, а это является ничем иным, чем своего рода нарушением единства экономического пространства России.

Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» более чем в 15 раз уменьшился список лицензируемых видов деятельности. Если раньше их было более 2000 – прежний закон устанавливал их число 250, увеличивалось же это число за счет подзаконных актов – то новый закон сократил их до 120.

Обычно, почему-то ожидается, что после принятия закона и введения его в действие немедленно должны быть видны результаты. Идеологию он провел, но она не сразу внедряется. Не сразу все получается, но проходит время и мы на себе чувствуем, что ситуация улучшается. Поэтому говорить о том, что принят закон, но он неудачно реализован, нельзя, потому что некоторые технические причины не могут заменить основной идеологии этого закона.

Главное – воспринять этот новый образ мышления, новое видение отношений предпринимателя и чиновника. Когда можно просто потребовать того, что положено тебе, гражданину, по закону. Потребовать соблюдения своих прав.  

Газиз ЮСУПОВ, Уфа Опубликовано в газете «Истоки», № 19 16 июля 2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики