из первых уст
Пенсионная реформа задумана с благой цель – ситуация с пенсионным обеспечением меняется настолько быстро, что многие пенсионеры просто не успевают следить за пенсионным законодательством. Но пока не достигнуто главного: у тех, кто десятилетиями зарабатывал себе трудовой стаж, исправно отчисляя в государственную казну налоги и обеспечивая процветание государства, нет достойной жизни. Если не проводить пенсионную реформу, еще большие проблемы ожидаются у тех, кто начнет выходить на пенсию лет через пять–семь…
Идей, как обеспечить пожилым людям достойную старость, было много. Они появлялись и исчезали, не оставив почти никакого следа в кошельках пенсионеров. В настоящее время большие надежды возлагаются на так называемый «накопительный принцип» пенсионной реформы.
Эта система будет действовать только в отношении ныне работающих людей. Суть ее в следующем.
Часть страховых взносов, уплачиваемых из заработка будущего пенсионера, составляет накопительную часть пенсии (подробнее об этом читайте в нашей газете от 1 августа 2003 года). Сейчас на долю накопительного элемента в трудовой пенсии приходится 5–6%, в будущем эта доля увеличится до 30–35 и более процентов.
Деловые люди знают, что любые деньги должны приносить прибыль, только так формируется капитал. Не исключение – и накопительная часть пенсии. Но заставить деньги, в том числе пенсионные, «работать» могут только профессионалы.
КОМУ ОТДАТЬ ПРЕДПОЧТЕНИЕ?
До 15 октября 2003 года застрахованные лица получат из Пенсионного фонда Российской Федерации извещения о сумме накопительной части страховых взносов, и тогда каждый пенсионер обязан сделать выбор. Если человек боится рисковать и в силу этого готов иметь несколько меньший, но стабильный доход, можно оставить деньги в Пенсионном фонде Российской Федерации. Государственная управляющая компания вложит их только в государственные ценные бумаги с полной гарантией сохранности сбережений.
Другой путь – инвестировать средства в негосударственные управляющие компании по своему выбору, деньги в них могут приносить больший доход. Такие управляющие компании уже отобраны по конкурсу, началась реклама их деятельности.
Пенсионный фонд готов по заявлению гражданина перечислять его пенсионные накопления в выбранную управляющую компанию. Для этого до 15 октября 2003 года необходимо прийти в свое районное управление Пенсионного фонда, имея при себе пенсионное страховое свидетельство и документ, удостоверяющий личность. В управлениях Пенсионного фонда граждане получат консультационную помощь, а затем заполнят бланки заявлений.
Выбор, куда именно направить средства накопительной части пенсии, не является окончательным. Для граждан сохраняется возможность перейти, если появится желание, из одной управляющей компании в другую. Но есть одно условие – сделать это можно только через год.
А ГДЕ ГАРАНТИИ?
Многих волнует еще один вопрос: не получится ли так, что какая-то негосударственная управляющая компания в случае кризиса разорится, а государство умоет руки и скажет: «Вы же сами ее выбрали»?
Михаил Эгонович Дмитриев, первый заместитель министра Министерства экономического развития и торговли РФ, выступая в Клубе региональной журналистики «Из первых уст», ответил на него так: что касается государственных гарантий, то они в накопительной системе распространяются на те накопления, которые идут через государственный пенсионный фонд, то есть через Пенсионный фонд Российской Федерации. А вот что касается накоплений в негосударственных управляющих компаниях, то государственные гарантии на них не распространяется, граждане решения о переходе в негосударственный сектор принимают самостоятельно...
Роль государства в том, чтобы произвести отбор управляющих компаний по конкурсу и строгим критериям. К конкурсу допущены только те компании, которые имеют опыт работы на рынке, зарекомендовали себя надежными партнерами. Данные компании осуществляют страхование своей ответственности перед инвесторами, создана система жесткого государственного контроля за инвестированием средств пенсионеров.
СВОБОДА ВЫБОРА
Согласно опросам, которые провел Пенсионный фонд Российской Федерации, только 25% из тех, кто имеет право на выбор управляющей компании, знают, что они такое право имеют, и только 6% готовы будут выбрать негосударственную управляющую компанию в текущем году. Это немного.
Предварительные опросы показывают, что подавляющее большинство населения в настоящее время не готово доверить свои пенсионные накопления негосударственным структурам. Но ситуация может измениться.
Аналогичная пенсионная реформа проходила в Эстонии. И на ее первом этапе, определяя судьбу своих накоплений, многие предпочли иметь дело с государственными структурами. Позже, как показало время, большинство из них выбрали негосударственные управляющие компании.
В Хорватии, где в прошлом году была проведена пенсионная реформа, в первый же год 90% граждан выбрали негосударственную управляющую компанию. В Казахстане, где еще более сложные условия, чем у нас, в первые три года пенсионной реформы более половины граждан перешло в негосударственные пенсионные фонды, и свыше двух третей всех накоплений оказалось в негосударственном секторе…
По прогнозам Пенсионного фонда России, аналогичная ситуация сложится и в России.
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА – РАДИ ЧЕГО?
Часто спрашивают, в чем основное отличие новой пенсионной системы. Вновь предоставляем слово М. Э. Дмитриеву:
– Какой конкретно эффект даст пенсионная реформа в рублях, сказать не могу, потому что для этого нужно знать много данных из личного досье пенсионера, для которого ведется расчет. Остановлюсь на том, какие принципы поменяются.
В системе, которая действовала у нас, буквально два года тому назад размер пенсии не был связан с тем, сколько взносов было уплачено в Пенсионный фонд за соответствующего гражданина. 90% вновь назначенных пенсий были максимальными. О чем это говорило? О том, что трудовой вклад гражданина практически никак не влиял на размер его будущей пенсии. Соответственно, с этим были связаны очень серьезные проблемы. В частности, никому не выгодно было платить взносы в Пенсионный фонд, поскольку от этого не убавлялась и не прибавлялась пенсия.
Еще одна важная особенность прежней системы – все деньги, которые приходили в пенсионную систему в течение года, тут же тратились на выплаты пенсий. Система, как мы называем, была распределительной, в ней ничего не накапливалось в пользу конкретных застрахованных.
Теперь ситуация резко меняется. Пенсия каждого гражданина очень существенно будет зависеть от того, сколько за него в течение жизни было уплачено страховых взносов. Эти взносы учитываются на его личном счете, и именно исходя из стоимости этих взносов и результатов их индексации или инвестирования, определяется размер соответствующих частей пенсии гражданина. И чем больше эти взносы, тем выше размер пенсии.
Базовая часть трудовой пенсии остается распределительной, то есть не формируется из накоплений.
И, наконец, еще одна существенная особенность новой системы. В старой системе не существовало государственной гарантии защиты распределительной части пенсии от инфляции. В частности, в результате кризиса 98-го года реальные размеры пенсии у нас в стране сократились почти в два раза. По новой системе начисления пенсии предусматривается автоматическое повышение пенсии в зависимости от роста цен, то есть ниже уровня инфляции пенсия не может снижаться, покупательная способность пенсии гарантируется государством.
Новая система будет внедряться постепенно. Реально со сколько-нибудь чувствительными накоплениями люди будут выходить на пенсию лишь после 2012 года, через 10 лет после запуска системы. Доля накопительной части трудовой пенсии к тому времени может увеличиться до 40–50%… 
Анна ЛАБУНСКАЯ, Саратов
Еженедельник «СОВФАКС», № 33 (655)
29 августа 2003 года

|