ЕСТЬ ИДЕЯ!
Автор: Лавриненко Галина
Регион: Сыктывкар
Тема:  Экономика , Реформа
Дата: 11.09.2003

В ходе всех реформ в России остался практически неизменным крупный нерыночный сектор экономики. Никто не торопится заниматься его реформированием. Здесь сохранилась советская власть: продолжается увеличение тарифов, а качество услуг от этого не меняется. Рост тарифов ложится огромной нагрузкой на нас, на население, и мы уже привыкли жить в условиях постоянного капитального ремонта.

Сложившиеся «неблагоприятные условия – это вызов, с которым нам необходимо справиться; для нашей страны это национальный вызов: либо Россия выживет, либо нет», считает профессор, доктор экономических наук Евгений Ясин. В июле он представил членам «Клуба региональной журналистики» свое видение реструктуризации нерыночного сектора экономики и модернизации российской экономики.

Структурный маневр для экономического роста

Новизна предложений, над которыми целый год трудились Ясин и его коллеги, заключается в том, что они, как утверждают сами, «попытались взглянуть на эти вещи в комплексе, как на проблему макроэкономическую, как на проблему структурных реформ». Нынешняя ситуация в экономике такова: есть мощный, доходный экспортный сектор. Он дает 18% ВВП, 80% экспорта, в нем занято приблизительно 3 миллиона работников. Второй сектор – это вся обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и вообще вся промышленность, работающая на внутренний рынок. Это около 40 миллионов человек и 57% ВВП. И есть третий, нерыночный сектор – это 20 миллионов человек, а если без бюджетной сферы (РАО ЕЭС, «Газпром», ЖКХ и т.д.) – это около 5 миллионов, которые дают около 7% ВВП.

Нет стимулов, нет денег

В первом секторе производительность на одного работника примерно в пять раз выше, чем во втором. Во втором – в полтора раза выше, чем в нерыночном третьем. Нерыночный сектор плох не только своей непроизводительностью. Он искажает конкурентные отношения в экономике: сотрудники монополий и бюджетники получают низкие доходы, дешевая энергия ведет к ее избыточному потреблению, и стимулы к инвестициям и развитию ослаблены и у монополий, и у отраслей, «казалось бы, получающих выгоды» от их заниженных цен.

Для нерыночного сектора характерно государственное регулирование цен (под тем предлогом, что они не выдерживают высоких рыночных цен), распределение и отпуск продукции (квоты на поставки газа, электроэнергии, а все, что сверх лимита, – приобретается по рыночной цене), низкие цены на электрическую энергию и газ, как скрытые субсидии. «Есть группы, которым выгодно удержание таких низких цен», утверждает Евгений Григорьевич.

По мнению Ясина, процесс капитализации в этом секторе идет, но очень медленно. Помог кризис 1998 года: девальвация рубля повлекла за собой повышение эффективности производства. Правда, положительные тенденции 2000 года (рост цен на нефть и рост экономики) нерыночный сектор не смог использовать себе во благо. Конъюнктурой воспользовалась примерно третья часть из тысячи предприятий. Эффективно сработали лишь 13%. Сегодня только 6% предприятий работают в убыток против 22% в 1997 году. Но в 2001 году 77% предприятий «проедали» капитал. Чтобы модернизироваться, не хватает денег; нет стимулов, чтобы перестраиваться, констатирует экономист.

Маневр Ясина

По мнению Ясина, переход к рыночной экономике в этих отраслях лежит через реструктуризацию предприятий и учреждений: «нужен некий структурный маневр, чтобы ликвидировать или хотя бы сократить нерыночный сектор». Вот его суть.

1) Центральное звено – реформа «Газпрома» и электроэнергетики, которые, чтобы войти в рынок, должны провести либерализацию цен.

2) Повышение цен на газ и электроэнергию – процесс неизбежный.

3) Другой неизбежный шаг – повышение тарифов на ЖКУ, ликвидация льгот и дотаций.

4) Чтобы люди могли платить за энергию и коммуналку, как за любой другой товар или услугу, необходимы компенсации населению через повышение оплаты труда в бюджетной сфере, пенсии и жилищные субсидии. Где взять деньги на эти цели? Необходимо изъятие природной ренты в пользу федерального бюджета.

5) В неэнергетических отраслях сектора необходимо снижение налогов и привлечение средств финансовых рынков.

Газ без лимита

Несколько слов о газовой ренте. Газ – уникальное богатство, которое может приносить большие доходы.

«На европейском рынке цена газа составляет 100-120 долларов за 1000 кубометров. В

СНГ – от 40 до 80 долларов, внутри страны – 20. Простой расчет показывает, что при наличии открытого рынка без экспортных пошлин, без лимитов на поставки, когда производители могут свободно выбирать, куда газ продавать, цена установится примерно на уровне 80 долларов, – рассуждает Евгений Ясин. – Разница между ценой производителя (20) и ценой для потребителя (80) – это рента. Умножаем ее на 580 миллиардов кубов (результат 2001 года), получаем 30-35 миллиардов долларов. Сегодня эта рента распределяется так: частично она идет в доходы бюджета – в 2001 году он получил немногим более 8 миллиардов долларов. Все остальное – на поддержание низкой цены для всех без исключения потребителей. Это ведет к разбазариванию,

поскольку, если по такой цене отдавать газ, беречь его никто не будет. Мы предлагаем оставить некоторые преимущества для российских потребителей (пускай они платят 50 долларов), остальное брать в бюджет. А деньги эти как раз и пустить на повышение зарплат и пенсий».

Прозрачное ЖКХ

Особый разговор о коммунальном хозяйстве. ЖКХ, по подсчетам, сегодня стоит 440 миллиардов рублей. Источники финансирования: население платит 170,6 миллиарда рублей (38,8%), бюджет – 129,1 миллиарда рублей (29,3%), перекрестное субсидирование составляет 50 миллиардов рублей – 11,1% (причем губернаторы взимают со своих предприятий дополнительную плату, чтобы компенсировать потребление населения, и поэтому не разрешают предприятиям покупать электроэнергию на оптовом рынке), износ жилого фонда и сетей обходится в 90,3 миллиарда рублей – 21% (это ни что иное как «проедание» капитала).

Евгений Ясин предлагает увеличить тарифы на жилищно-коммунальные услуги, чтобы привлечь в эту сферу бизнес и частный капитал. Расходы населения при этом вырастут до 600 миллиардов рублей, но 120 из них оплатят богатые слои населения. Произойдет прирост издержек по некоторым отраслям промышленности: самый большой – в газовой и промышленности строительных материалов, в электроэнергетике, химии и нефтехимии; самый невысокий – в пищевой, а также в нефтепереработке и нефтедобыче.

Чтобы бизнес активнее пошел в ЖКХ, нужны свободные цены. Это позволит ликвидировать дефицит в этой сфере, появится конкуренция между компаниями. Жильцам придется создавать объединения, чтобы представлять свои интересы в жилищных управляющих компаниях, то есть быть активнее. Муниципалитеты будут выступать как заказчики услуг. Понятно, что при этом муниципалитет должен быть избранный и сам может устанавливать местные налоги. Процедура управления ЖКХ должна стать прозрачной.

Есть и другой вариант, к которому прибегают и сейчас, – увеличение жилищных субсидий. Но это, по утверждению специалистов, менее эффективный путь: 50% населения будет претендовать на их получение, подрывая трудовые мотивации в обществе. Ясин убеждает: «Лучше – реформа нерыночного сектора. У нас проблемы не в деньгах. Нужна конкурентоспособная экономика. Не хватает стимулов. Рост заработной платы станет стимулом для развития экономики. Прирост издержек – это вызов, который подтолкнет развитие. Нам не нужно бояться идти на этот маневр».

Повышение цен – это только следствие того, что значительная часть нерыночного сектора становится рыночной, в том числе и ЖКХ. Сектор, где трудится пять миллионов человек, переходит в рыночную экономику. Там начинается конкуренция, приток инвестиций. «Да, мы повышаем зарплату в бюджетном секторе. Но это означает, что мы отказываемся от советской системы, когда людям платили много меньше, чем они заработали, но и брали с них за жилье,

электричество и т.п. много меньше, чем все это стоило. Теперь же всем придется платить столько, сколько диктует рынок, считает Евгений Григорьевич. – Это как раз ликвидация нерыночного сектора. В этом и есть структурная реформа. Но при этом платят за эту реформу как раз те сектора экономики, которые, казалось бы, надо накачивать ресурсами. По нашим расчетам, рост издержек в промышленности составит 12-13%».

Как нам увеличить ВВП?

Сейчас в обществе идет дискуссия на тему «Как увеличить ВВП?» У правительства амбициозные планы. Путин заявил: нам нужны темпы развития, ускорение. В ответ президенту появился целый ряд предложений. Евгений Ясин охарактеризовал три сценария развития российской экономики. Первый – «инерционный». Он предполагает сохранение той структуры, которая есть сейчас, расчет на экспортные товары, что в результате повлечет постепенное снижение темпов роста даже при благоприятном варианте цены на нефть: 2002-04 гг. – 4,2-4,4%, 2005-07 гг. – 3,0-3,2%, 2008-10 гг. – 2,8-3,0%. «Это самый вероятный сценарий, так как ничего делать не надо», – комментирует Евгений Григорьевич. Второй сценарий – «ускоренный рост»: 4,4-4,6%, 4,8-5,0%, 4,2-4,4% соответственно. Он предполагает изъятие ренты, частичное изъятие налогов, сдерживание роста зарплаты ради инвестиций и их эффективного вложения при условии, что реформы в стране идут успешно. Третий сценарий – тот самый «структурный маневр», который предполагает избавление от нерыночного сектора. Темпы роста при этом не самые высокие: 4,4-4,6%, 2,0-2,2%, 5,7-5,9% соответственно.

«Произойдет даже их снижение. В этом вся проблема, – объясняет Евгений Ясин. – Но нужно решить, что нам важнее – структурные реформы или немедленный рост. Я лично уверен, что без

структурных реформ долгосрочного ускоренного роста не будет. Да и не только ускоренного, но и просто устойчивого. Если изберем принятую сейчас модель, то в 2004-2007 гг. будут темпы роста 4, 5-5%. Это при благоприятной ситуации, а потом начнется снижение темпов. Если мы пойдем по пути, который я сейчас обрисовал, то темпы роста даже в благоприятных условиях в ближайшие три года будут не выше 2-3%. Зато потом они могут вырасти до 6 и 7%».  

Галина ЛАВРИНЕНКО, Сыктывкар Опубликовано в журнале «Дело и Право», №9 сентябрь 2003 года

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики