СЕРМЯЖНАЯ ПРАВДА О КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РЕСПУБЛИКИ
Автор: Лавриненко Галина
Регион: Сыктывкар
Тема:  Реформа ЖКХ
Дата: 11.09.2003

Алексей Кабин, заместитель Главы Республики Коми:

– Долг перед «Комиэнерго» за отпускаемую теплоэнергию нарастает каждый месяц на 100 миллионов рублей. За год он составит миллиард рублей с лишним. Один раз долг уже был реструктуризирован, больше энергетики на это не пойдут. У энергетиков своя сермяжная правда – закупать мазут, топливо и т.д.

– Почему так резко выросли тарифы по оплате населением услуг ЖКХ? Будут ли предусмотрены какие-то компенсационные меры?

– Повышение тарифов было заложено в бюджете 2003 года. Но депутаты не предусмотрели компенсационные меры. И нам пришлось срочно принимать крайне непопулярные и неприятные меры – повышать тарифы для населения. Меня это очень беспокоит. Но откладывать решение было нельзя. Я даже не предполагаю, как покрыть долги первых месяцев этого года.

Сегодня задача правительства – защитить малоимущие слои населения. Оплата за услуги ЖКХ не должна превышать 22% совокупного дохода семьи. Минсоц должен организовать четкую выдачу справок о доходах, Минархстрой – расчеты компенсаций и без очередей. Мы уже выделили из резерва 1 миллион рублей на покупку оргтехники для социальных центров. Обращаться за компенсацией теперь надо будет 1 раз в год, а не один раз в квартал.

Мне не понравился подход Медведева (заместитель генерального директора «Комиэнерго»), настаивающего на росте тарифов на услуги «Комиэнерго» с учетом инфляции еще на 12%. Я предложил ввести мораторий на новые тарифы в этом году.

Но есть один простой факт: Правительство РФ регулирует тарифы на газ, оптовую электроэнергию, железнодорожные перевозки. Говорят, что в структуре себестоимости продукции «Комиэнерго» сырье составляет достаточно большой процент: предположим, газ 20%. Если ФЭК увеличит цену на газ на 15%, то автоматически повышается и себестоимость электроэнергии на 4,5%. Что делать «Комиэнерго»? Изыскивать собственные резервы: сокращать на 4,5% свой премиальный фонд. Хотя «Комиэнерго» доказывает изо всех сил, что оно тут не причем.

Тарифы – самый болезненный источник проблем в бюджете. Тарифы будут расти неизбежно, пока не перестанет расти инфляция, в частности инфляция на энергоносители. Поэтому наша позиция – переговоры с электрогенерирующими компаниями и дотации в бюджете на рост тарифов для населения хотя бы в размере роста инфляции. Тогда мы бы не имели проблем с резким повышением.

– Каково ваше отношение к высказыванию Анатолия Чубайса о том, что он берется за реформу ЖКХ?

– Я считаю, что если человек занимается РАО ЕЭС, то он должен и заниматься РАО ЕЭС, хотя бы довести до конца реформы в своей компании. Я думаю, что в ЖКХ их интересует только тепло. Им нужно дотянуться до конечного потребителя. Если в электроэнергии они сейчас денежки сами собирают, то за тепло – через МУПы, где деньги зависают. Я думаю, что у Чубайса идея такая: вычленить этот кусок, добраться до конечного потребителя и собирать с него плату напрямую.

Если мы войдем в пилотный проект по Сыктывкару вместе с РАО ЕЭС – мы только за. Мы тратим кучу времени и сил, чтобы пробить его через Минпром. Для нас это будет огромный колоссальный прорыв в реализации этого проекта.

– Ваше видение реформы ЖКХ? Какие меры можно принять на уровне республиканского правительства?

– Мы подготовили концепцию реформы. В ней написано «рекомендуем», «обсуждаем», предлагаем разные пилотные проекты и варианты для города и сельской местности. Некоторые из них мы готовы поддержать финансами. С Кошманом (Минстрой) идет активная работа, чтобы подключить их к реформе. Но я не могу заставить мэра Сыктывкара отдать обслуживание домов в руки частных компаний. Подход у муниципалов один: дайте нам деньги, мы сами разберемся. И денег лишних нет, и никто не разбирается.

Тут есть одна очень тонкая вещь. До сих пор никто не может определить: тепло – это бизнес или это социальный аспект? Как мы можем этот социальный аспект с себя снять? Конечно, можно отдать его в руки бизнеса. Но кто будет отвечать, когда бизнес начнет «доить» деньги с населения. Тут на МУПы то управы нет, а как влиять на частные компании? Кто и как будет контролировать качество?..

Тепловой бизнес станет самостоятельным

Николай Левицкий, первый заместитель Главы РК:

– Самым проблемным сектором экономики республики остается жилищно-

коммунальное хозяйство. Отрасль, в которой занято около 30 тысяч человек, обслуживает 22 миллиона квадратных метров жилья, 1,2 тысячи км водопроводных сетей, более 700 котельных. Структура, которая оказывает более 20 видов услуг, в глубоком кризисе.

В прошлом году за счет бюджетов всех уровней на финансирование жилищно-

коммунального хозяйства было направлено более 3 миллиардов рублей, более половины из них – для целей компенсации разницы между экономически обоснованными нормативами и действующими ценами и тарифами. 23% расходов жилищных и коммунальных предприятий покрывались за счет бюджетных средств. Доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство в общей сумме расходов консолидированного бюджета республики превышает 17%. Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей услуг, так и для бюджетной сферы республики. Главная причина сложившейся ситуации заключается в том, что жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов к развитию.

Правительство намерено осуществить ряд мер, которые позволят существенно

улучшить положение дел в отрасли. Необходимо исключить ЖКХ из тех финансово-хозяйственных операций, где оно является посредником, перепродавцом услуг. Из состава услуг, оказываемых ЖКХ, должны быть исключены услуги по тепло- и водоснабжению. После выделения их в самостоятельные предприятия ЖКХ теряет статус локальной монополии, что приведет к созданию рынка услуг, и, как следствие, предотвратит необоснованный рост тарифов.

Сейчас правительство запускает пилотный проект реформирования

теплоснабжения в Сыктывкаре. Целью проекта является организация теплового бизнеса с переориентацией его от ЖКХ на конечного потребителя – жильца. В его рамках должны быть отработаны технические, технологические и организационно-финансовые основы организации надежного и рентабельного теплоснабжения жилых и общественных зданий.

Проект предусматривает разработку принципиально новой для России модели теплового бизнеса, отличительными особенностями которого являются переход от постоянных ремонтов устаревшего оборудования к полной его замене современным оборудованием мирового уровня, освоенным российскими производителями. Создается замкнутая тепловая сеть, включающая в себя магистральные и внутриквартальные сети, домовые системы теплопотребления, что обеспечивает полную ответственность компании за бесперебойность теплоснабжения, количества и качества продаваемого тепла.

Осуществляется переход оплаты за тепло от ставок «квадратный метр на человека» к фактическому теплопотреблению и автоматизированной выписки счетов. Мы рассчитываем, что использование современного оборудования, передовых технологических решений позволит ликвидировать потери тепла и обеспечить инвестиционную привлекательность проекта, стабильность его финансового будущего при сохранении тарифов. По мере накопления опыта реализации пилотного проекта в Сыктывкаре мы намерены осуществить аналогичные проекты в других городах республики. По такому же пути должно осуществляться предоставление услуг по водоснабжению и водоотведению – созданию самостоятельных водоканалов и построению их деятельности на изложенных принципах.

Оставшиеся после выделения тепло-, водоснабжения услуги превращают ЖКХ из локальных монополий в нормальные коммерческие структуры, действующие по законам бизнеса. В этих условиях потребителям предоставляется возможность непосредственно влиять на объем и качество жилищно-коммунальных услуг путем воздействия на предприятия с целью повышения уровня оказываемых услуг. «Содержание» или «эксплуатация» жилого фонда или еще чего-то не могут считаться параметром услуги или выполненной работы и применяться в качестве критерия оплаты. Необходимо осуществить переход от нормативных среднестатистических параметров оказания услуг («запланированные» перегоревшие лампочки) к фактическому учету оказанных услуг. Из-за того, что не определена стоимость конкретной фактически перегоревшей лампочки на конкретной лестничной площадке с оплатой услуг по ее замене, жители не получают ни того, ни другого. Должен действовать принцип конкретности – конкретная оплата за конкретно оказанную услугу.

Одна из основных задач реформирования ЖКХ – создание конкурентной среды в жилищной сфере. Для этого необходимо осуществить разделение функций и

формирование договорных отношений между собственниками жилья, управляющими компаниями и подрядными организациями. Уже сейчас часть населения пользуется услугами не ЖКХ, а структур по своему выбору, продолжая оплачивать «навязанные» услуги. У потребителя услуг должна быть возможность выбора подрядчиков (как минимум одного из двух), то есть должен действовать конкурсный принцип. Право потребителя услуг на выбор продавца предоставляет возможность создать систему эффективного контроля всех финансово-хозяйственных операций, работ и услуг. Тем самым обеспечивается один из важнейших принципов реформы – принцип «прозрачности». При переходе к конкурсной (рыночной) основе предоставления услуг вступают в силу механизмы защиты прав не только покупателя, но и продавца. Конкретная услуга имеет конкретную стоимость и должна быть оплачена.

Мы намерены отказаться от практики дотирования учреждений и организаций,

оказывающих жилищно-коммунальные услуги. Это не пустые слова. С ростом платы за жилье и коммунальные услуги уже осуществляются реальные меры по социальной защите населения в виде предоставления субсидий семьям, в которых уровень оплаты этих услуг превышает 22% общего дохода. В настоящее время такая поддержка оказывается более 40 тысяч семей (10% от всех семей, проживающих в республике). В прошлом году им выплачено субсидий в размере 178 миллионов рублей или в среднем 360 рублей на семью в месяц.

Владимир Торлопов, Глава Республики Коми:

«Президент заинтересовался нашим проектом»

– На встрече губернаторов Северо-Запада с Президентом РФ мы провели презентацию нашего пилотного проекта в ЖКХ. Реформа ЖКХ в Сыктывкаре начнется с выделения теплового бизнеса в отдельную структуру. Проект поддерживает РАО «ЕЭС России». Реформа не ухудшит положения населения, не смотря на подорожание топлива. Путин заинтересовался этим проектом.

Юрий Рожко, директор жилищной управляющей компании «Жилвест»:

«ТСЖ уже научились жить на более скромные средства»

– Юрий Николаевич, как вы относитесь к повышению тарифов?

– Этот шаг очень необходим. Повышение тарифов будет продолжаться.

Сейчас создано много ООО по управлению домами. Ладно, хорошо. Но мне жалко их руководителей. Ребят просто губят. Арифметика проста: 2,52 рубля им отдает бюджет на содержание жилфонда, а собирает он 3,96 рубля. Что муниципалитет делает с этой разницей? Такими тарифами чиновники саму идею частного бизнеса загубят на корню. Отдайте ему все, что жильцы заплатили. А они «фильтруют» эти деньги и через «Службу заказчика», и через «Жилсервис»...

– Выходит, что они еще что-то пытаются отжать из этой коммуналки?

– МУП «Служба заказчика» – объект рынка, ключевое звено реформы управления финансовыми потоками, жилым фондом. Но оно таковым не является и на 100% сидит на бюджете. Собственник должен полностью нести на себе бремя содержания жилого фонда: я имею в виду не только техобслуживание, но и управление. А у нас получается диспропорция: собственник ТСЖ несет бремя и управления, и содержания, ведения бухучета и деятельности паспортной службы, причем все это за меньшие деньги; собственник, проживающий в муниципальном фонде, платит 3,96, а его жилфонд заключает договора, управляет, содержит паспортные службы… за счет бюджета. Последний по сравнению с собственником, проживающим в ТСЖ, находится в привилегированных условиях.

Не надо все повышение закладывать в жилищную услугу. Есть строка «управление жилым фондом», она оценивается. И будет очень интересно, если МУП перейдет в рыночные формы существования: тогда уже ТСЖ окажутся в привилегированных условиях. Они уже научились жить на более скромные средства. А если сейчас муниципальную службу поставить в такие же условия – платить за управление, за расчетно-кассовое обслуживание и т.д. – может быть, люди почувствуют, поймут, что выгоднее создать жилищное объединение и контролировать услуги, их объем и качество.

Если мы переходим на российский стандарт оплаты коммунальных услуг – 90% – то необходимо ужесточить контроль за количеством и качеством этих услуг. В муниципальном фонде это сделать невозможно. Сделать это может только организованный потребитель. Организованный не обязательно по признаку собственности, а, например как в Москве, где создаются некоммерческие объединения микрорайонов, дворов.

А вообще-то еще надо разобраться, что такое стопроцентная оплата стоимости услуг ЖКХ? Это то, что платит население плюс бюджетные деньги? Или это реальные затраты на обслуживание жилфонда? Никто не делал таких затрат и не считал, сколько реально необходимо средств на содержание ЖКХ.

– Поддерживаете ли вы идею Чубайса включиться в реформу ЖКХ?

– Лично я стал симпатизировать Чубайсу. Он сказал, что коммуналка сейчас в таком же состоянии, что и энергетика в 1998 году: «социалистический мезозой», взаимозачеты и разруха… Естественно, что непопулярных мер в реформировании не избежать. Жилищная услуга – это единственное, что можно поставить под контроль жильца. В тарифы мы не залезем, там распоряжается РЭК. А жилищная услуга может контролироваться: прошел год, будьте добры, покажите, куда какие деньги истрачены. А еще лучше, когда ТСЖ составляет смету расходов, а потом контролирует, как она исполняется. И мы уже работаем в таких условиях. Так и должно быть.

…Не могу не заметить, что за несколько последних месяцев самосознание жильцов обслуживаемых нами домов очень серьезно повысилось. Может, оттого, что много было публикаций на эту тему в последнее время? К нам идут с проверкой бухгалтера ТСЖ, постоянно звонят и задают вопросы: как мы расходуем перечисляемые ими средства? И мы все показываем, объясняем, отвечаем. А попробуйте отправить в «Службу заказчика» представителя из муниципального дома?..

– Каковы успехи в реализации вашего проекта развития жилищного самоуправления, под который получен грант фонда «Евразия»? «ДиП» писал об этом проекте в августе прошлого года.

– Пять месяцев назад (разговор состоялся в апреле. – Ред.) мы получили грант на развитие жилищного самоуправления в сфере ЖКХ. В ноябре с администрацией был подписан протокол о намерениях: реализовать проект жилищного самоуправления в РЭУ-5. Но до сих пор не вышло постановление главы столичной администрации Сергея Катунина о том, чтобы в этом районе, где количество собственников жилья превышает 50-процентный рубеж, создать некоммерческое объединение домовладельцев. Видимо, мэрии это не нужно. Меня удивляет позиция Катунина. А ведь он входит в состав московского совета по развитию муниципального самоуправления!  

Галина ЛАВРИНЕНКО, Сыктывкар Опубликовано в журнале «Дело и Право», №6 Июнь 2003 года

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики