Где бы мы ни были, чем бы мы ни занимались, но жизнь наша сегодня такова, что от общения с чиновниками никто не застрахован. Даже если ты избегаешь встречи с ними, то они все равно тебя найдут сами – будь ты частное лицо или представитель какого-то предприятия. И едва они переступают порог какого-либо учреждения, организации или предприятия, так сразу же, как правило, начинают какую-либо проверку. Роль проверяющего понятна. Государство утвердило какие-то нормы и теперь, дабы установить, что их действительно соблюдают, посылает кого-то с определенными полномочиями, чтобы тот посмотрел, а все ли соответствует этим самым нормам? Понятно, что общение с чиновниками, которые интересуются, например, как работают очистные сооружения или есть ли в коридоре огнетушитель, нам никак не избежать. Причем, как показывает жизненный опыт, в таких ситуациях гораздо легче спросить, нежели правильно ответить. А если отвечать приходится не по одному разу на дню?
Проблема эта оказалась настолько серьезной, что государство призадумалось о том, чтобы избавить всякого рода хозяйствующие субъекты от избыточного общения с чиновничьим аппаратом. Это стало важным направлением в политике дебюрократизации экономики страны, о которой два года назад объявило правительство. В результате даже появился на свет закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора», который, как и еще два других, направленных на максимальную формализацию этих процедур, 8 августа 2001 года подписал президент. Проблема только в том на сегодня, что далеко не все об этом законе до сих пор знают и, следовательно, не пользуются предоставленными там правами. А если кто-то знает, то далеко не всегда считают нужным на него опираться. Значит, есть смысл обратить на него особое внимание? Тем более что снова пошли разговоры на самом высоком уровне о проведении административной реформы…
Этот закон, как считают специалисты, удивителен сам по себе, поскольку создает прецедент, когда закон несет не только огромную юридическую силу, но и силу образовательного воздействия. И психологического тоже. В нем даны четкое описание и столь же четкие и жесткие требования к процедуре проведения контрольного мероприятия (то бишь проверки). И в то же время он требует, чтобы предприниматели не боялись защищать себя, используя право. И нетрудно догадаться, что закон начнет работать лишь тогда, когда им начнут пользоваться на практике. И объяснить такое нетрудно.
Возьмем статью, где речь идет о том, как начинается контрольное мероприятие. Приходит инспектор, показывает распоряжение на проведение проверки. Это распоряжение надо спрашивать обязательно, поскольку большинство инспекторов привыкли просто показывать удостоверение и не утруждать себя дополнительными бумажками. Может быть, по привычке, поскольку до выхода закона распоряжение не требовалось, и удостоверения было достаточно для проверки. Распоряжение должен спросить предприниматель! Это первый и очень важный шаг в отношениях между проверяющим и проверяемым.
Второй следует автоматически. Закон недвусмысленно описывает, что должно содержаться в таком распоряжении. Более того, содержание распоряжения должно быть описано четко, однозначно. Точно так же, как описан вексель в законодательстве о ценных бумагах. Вексель содержит 11 пунктов, которые считаются его признаками. И если кто-то впишет все 11 пунктов даже на клочке бумаги, то это уже будет считаться векселем. И распоряжение построено точно по такому же признаку. Там точно так же существует определенное количество пунктов, которые должны быть в нем обязательно. И если хоть один из них отсутствует, то это, естественно, уже не распоряжение.
Предприниматель должен прочитать этот документ. Ведь именно он определяет, что с ним будут сейчас делать. А в распоряжении должно содержаться следующее: предмет проверки, название контролирующего органа. Причем оно должно совпадать с предметом проверки. Там же указывается количество инспекторов и их данные. Таким образом, если к вам пришли двое, а в распоряжении написан один, то второго вы вправе не пускать. Или еще одна немаловажная деталь. В пункте 1 статьи 7 написано «цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю». И, например, если в распоряжении санитарно-эпидемиологической службы указано «санитарно-эпидемиологическое мероприятие», то это, конечно, не та запись, которая должна содержаться в распоряжении. И это уже основание, чтобы не пускать на проверку пришедшего к вам.
Понятно, что наши предприниматели далеко не всегда образованы настолько, чтобы разобраться в нюансах законов. Но прелесть упомянутого ранее закона в том и заключается, что он доступен пониманию даже тех, кто с основами юриспруденции не знакомы. И предпринимателю остается только аккуратно переписать пукт 1 статьи 7, взять его в рамочку и повесить у входной двери, в которую войдет проверяющий. И как только он появится, то нужно только сличить написанное в рамочке с написанным в распоряжении. И как рекомендуют сами разработчики закона, если нет хотя бы одного совпадения, то можно сказать пришедшему, конечно, культурно: «До свидания! Приходите в следующий раз и принесите другое распоряжение!»
Такой метод общения у некоторых вызывает страх в глазах – причем обоюдный. Все только потому, что разнообразные инспекторы уже давно считали и поныне считают, к сожалению, что они вот так просто могут прийти на любое предприятие. Считают, что их там должны знать в лицо, как и их родственников, а также то, в чем они нуждаются. Официально это называется обтекаемым понятием «неформальными отношениями», от которых теперь рекомендуют всем уходить. Да, это тяжелый шаг, но именно его и призывают сделать предпринимателей.
Марина Глазатова -- один из разработчиков этого закона, выступая перед представителями средств массовой информации в Клубе региональной журналистики «Из первых уст», вполне логично услышала мнение, что в таком случае все, проникнутые передовыми идеями, обречены на погибель в борьбе с хорошо сформировавшейся бюрократической системой. А посему, скорее всего желающих пожертвовать собой ради торжества права среди нас найдется не так уж много.
В ответ она сказала следующее. Ей, дескать, приходится выступать не только перед журналистами, но и перед всякого рода инспекторами и госуджарственными управленцами. И что же? Они сами подходят к ней с вопросами и ждут на них ответов, поскольку искренне боятся, что… предприниматели возьмут сей закон себе на вооружение. Таким образом, по мнению Марины Глазатовой, все готово к тому, чтобы сломать стереотип покорного поведения перед проверяющим. Не хватает только какого-либо громкого случая, который бы продемонстрировал на всю страну, что закон работает, что справедливость восторжествовала, и который мог бы стать прецедентом.
Однако что-то подобное вот-вот может случиться. Дело в том, что в Москву и к ней лично уже стекаются решения судов в защиту предпринимателей против чиновничьего произвола. В ближайшее время стоит ожидать всплеска активности предпринимателей всех уровней по мере того, как внедряется в нашу жизнь иная психология общения. Вполне возможно, что побольше уверенности придадут и надвигающиеся изменения всей системы контрольных и надзорных органов, которые сейчас действуют. Что ж, дай Бог, как говорится, нашему теляти волка споймати… 
Александр СТАВРИЕЦКИЙ, Тамбов
газета "Гала-клуб", № 37
10 сентября 2003 года

|
|