С первого сентября вступает в силу новая редакция закона о выборах «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Этот документ сильно меняет правила ведения агитации. За комментариями «Улица Московская» обратилась к Дарье Милославской, руководителю юридической службы Института прессы, кандидату философских наук:
– Я расскажу вам о том, что нас ждет после первого сентября. Ситуация, которая нас с вами ожидает, далеко не самая приятная. Надо искать выходы из этой ситуации, благо они есть. То, о чем я говорю, – реальное толкование закона об основных гарантиях избирательных прав граждан.
У нас центральная избирательная комиссия – главный правоприменитель и правотолкователь в стране. Это я говорю к тому, что мы с вами, вы – журналисты, мы – юристы, говорим совершенно на разных языках. Если юрист начинает рассказывать, что он понимает под тем или иным положением законодательства, то журналист в лучшем случае вежливо кивает, говорит: «Да, все понял, спасибо». Уходит, ничего не понимая.
Предвыборная агитация – это деятельность, призванная побудить или побуждающая избирателей голосовать за кандидата или против него. Мы согласны. Если предвыборная агитация – деятельность, то агитационные материалы должны определяться более точно.
Что такое агитационные материалы? Это некие материалы, содержащие признаки предвыборной агитации. Ваши коллеги задают вопрос: «Как материалы могут содержать признаки деятельности?» Я задаю этот вопрос членам избирательной комиссии, но они говорят: «Читайте закон».
СМИ неточно используют термин «избирательная кампания». Например, говорят, что избирательная кампания уже давно началась. Потому что в нашем понимании избирательная кампания – это любое упоминание о кандидате, любые статьи, которые касаются выборов, любые действия политических партий. Избирательная кампания начинается в момент обнародования указа президента об объявлении выборов и заканчивается, когда избирательная комиссия сдаст отчет.
Следующий пункт закона – организация, осуществляющая выпуск средств массовой информации. Скажите мне, металлургический комбинат, который имеет свою многотиражку, является организацией, осуществляющей выпуск средств массовой информации? Да. Редакция, которая является юридическим лицом, она является организацией, выпускающей средства массовой информации? Является. Количество людей на металлургическом комбинате и количество людей в редакциях разное? Да.
Теперь смотрите пункт 52. Представитель средства массовой информации – лицо, имеющее редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий его полномочия как представителя организации, выпускающего средства массовой информации.
Что понимается под редакционным удостоверением, мы с вами знаем. Под иным документом что может пониматься? Усы, лапы и хвост – вряд ли. Доверенность, трудовой договор, вплоть до пропуска. То есть мы найдем много документов, подтверждающих редакционные полномочия. Самое интересное другое – словосочетание «представитель средств массовой информации» в этом законе больше не встречается ни разу, зато есть другое – «представитель организации, выпускающей средства массовой информации». Догадайтесь, кого имели в виду?
Не все суды читают закон, как избирком. Выборы 8 декабря в Питере проводили по двум законам: по новому о выборах и старому, Санкт-Петербурга, который не был приведен в соответствие с этим законом. Как там прошли выборы, для меня загадка. Я разговаривала с судьей, председателем городского суда Санкт-Петербурга: «Владимир Иванович, вот два закона. Они разные. По какому закону судить будете?» Он очень милый, я очень трогательно к нему отношусь. Он отвечает: «По здравому смыслу судить буду».
Нельзя рассылать поздравления. Я скажу, что об этом наши депутаты не помнят и делают другое. Они рассылают напоминания о дне ангела. В Петербурге перед кампанией один кандидат напоминал всем женщинам, имеющим то или иное имя, о наступающем дне ангела. На обратной стороне были стихи. Причем, когда его спросили «Почему вы уверены, что все ваши адресаты православные?», он сильно задумался и больше присылать не стал.
Смотрите, что такое информирование. Информационное обеспечение делится на информирование и предвыборную агитацию. Мы с вами, наряду с избирательными комиссиями и заинтересованными лицами можем, информировать наших избирателей и о законодательстве, и о ходе подготовки и проведении выборов, и о кандидатах и избирательных объединениях. Информация, кроме объективной и достоверной, не нарушающей равенства, должна быть еще и свободной.
Есть классический пример, который все всегда приводят. Один кандидат в депутаты спас девочку из-под машины, а другой кандидат в депутаты в этот же день эту девочку сбил. Можно ли об этом сообщить? Можно. Это информация – ее можно сообщить. Центризбирком говорит: «Если кандидат действительно ничего не совершал: не дебоширил, никого не бил, то о нем можно не сообщать. А те кандидаты, которые дали новостной повод, о них обязательно надо сообщить. При этом информация должна быть достоверной».
Если кандидат, приехавший в город, собрал на митинге 125 человек, другой в это время спасал девочку, третий в это время бил стекла в ресторане, четвертый в другом конце города собирал митинг на пять тысяч человек, то обо всех о них нужно рассказать. Это уже проблема не только кандидата, но и ваша тоже, что у вас нет собственных корреспондентов, которые могли бы собрать сведения обо всех.
46-я статья впервые говорит о том, что опрос общественного мнения не является формой предвыборной агитации, а является формой информирования. Немного усложняет жизнь то, что для того, чтобы опубликованный материал был действительно признан опросом общественного мнения, нужно соблюсти ряд условий. А именно: указать организацию, проводившую опрос, время проведения опроса, число опрошенных, метод сбора информации, регион проведения опроса, точная формулировка опроса, статистическая оценка возможной погрешности. Далее указывается лицо или лица, заказавшие и оплатившие проведение опроса.
К сожалению, нет никаких разъяснений по поводу того, по каким ставкам должен размещаться этот материал. Я бы, наверно, размещала его либо по ставкам рекламного материала (не материала предвыборной агитации, а рекламного материала), или составляла бы какой-нибудь отдельный договор, в котором оговаривала бы специальную сумму на размещение опроса общественного мнения.
Есть еще вариант, когда никто не хочет заказывать, никто не хочет оплачивать, а очень хочется проинформировать читателя, что наш кандидат Пупкин на первом месте, хотя его никто не знает. Из формулировки статьи следует, что редакция сама вправе и заказать, и оплатить, и провести этот опрос, используя те средства, которые есть. Есть журналисты, есть студенты, которые готовы помочь даже без большого заработка.
Очередной пример. Мне привезли смоленскую газету, учрежденную областной администрацией. 32 портрета губернатора (!) в одном номере. Власти читают закон и говорят: «Это же государственная газета, она исключительно для того, чтобы публиковать постановления администрации». Вдруг они начали участвовать в избирательной кампании. Да еще как!
Вариант по поводу черного пиара. На прошлых выборах кандидат принес свой ролик в телекомпанию. Говорит: «Хочу восемь раз в прайм-тайм». Ему говорят: «Будет». И все восемь раз подряд! В договоре не прописали, что надо показывать с некоторыми интервалами. Там было «восемь раз в прайм-тайм» и в суд бесполезно обращаться.
В Питере забавно проходили выборы. Все боялись нового закона! И делали так – писали: округ 21. Давали лицо. Молчание. Потом округ 25, почетный гражданин Санкт-Петербурга. Лицо. Молчание.
На дебатах между кандидатами обязательно присутствовал член избиркома. После каждого выступления ведущий спрашивал: «Мы ничего не нарушили?». После утвердительного ответа все продолжалось.
Статья 48 пункт 5 «Агитация за кандидата избирательного объединения из средств избирательных фондов других кандидатов запрещается». Все имели в виду, что регистрируется четыре кандидата, три из них явно не проходные, и начинают агитировать за четвертого. Между тем, агитация против не запрещается. Хотели одно, а получилось другое: кандидат может нанять несколько «торпед» против конкурента.
Кому запрещается проводить агитацию? Интересно, что опять нет государственных должностей категории «А». Часто существуют такие уловки: губернатор уходит в отпуск на два часа для того, чтобы проагитировать за кандидата, который ему симпатичен. Причем честно уходит в отпуск, и избирком не хочет к этому придираться.
Государственные деятели не могут осуществлять предвыборную агитацию во время осуществления профессиональной деятельности, но очень легко находят выход. Это, кстати, информационный повод: можно написать, что губернатор на два часа ушел в отпуск. На два часа назначил исполняющего обязанности губернатора. В эти два часа что-то произошло. И всем все становится ясно.
Нельзя использовать фото людей и положительные высказывания о кандидате без их письменного согласия. Вдруг я была не в себе, когда говорила о том, что мне кто-то нравится.
Как-то кандидат-соперник пришел в суд и говорит: «Мой визави сфотографировался с Мироновым. А где письменное согласие? Он висел по всему городу с Мироновым, потому он и выиграл, а я проиграл». Судья читает и говорит: «Согласие? Сейчас найдем. Вы с Мироновым знакомы?». Мы с ним просто в школе учились. Он специально приехал сюда, чтобы со мной сфотографироваться! «Все, – сказал судья, – ваш иск отклоняется». Судья «всего-то» пропустил в законе слово «письменное».
Есть два ответа на вопрос, что такое выборы. Выборы – время проявить свою гражданскую позицию. Выборы – время молчать. Журналисты сами вправе сделать свой выбор. 
Леонид СВЕТЛИЧНЫЙ, Пенза
Опубликовано в газете «Улица Московская» № 15
29 августа 2003 г.

|